До наших дней сохранились изображения Цин Шихуанди, первого Китайского императора, объединившего воюющие царства в 221 г. до н. э. Есть предположение, что форма этой короны перешла из государства Чу.
Мяньгуань или просто мян» 冕 – это «китайская тиара», головной убор древних императоров, давший название всему комплекту одежды для жертвоприношений (мяньфу). Также называется этот предмет «пин тянь гуань» (平天冠), что можно перевести как «Заколка справедливого Неба», а можно – «Заколка равновесия Небесных сфер».
Подвески спереди и сзади именуются «лю» (旒 liú), нанизывались они на специальные пятицветные нити «у-цай сао». Бусины фиксируются узелками, а сами «лю» крепятся к дощечке из тунгового дерева, которая называется «яньбань». Сама тиара изготовлялась из бамбукового волокна и обтягивалась чёрным шёлком. Над лицом «яньбань» закруглена, – круг напоминал о Небе, – а со стороны затылка дощечка имеет прямые углы, что символизирует Землю. Отсюда и гармония Неба и Земли, равновесие, которое поддерживает голова императора. С боков конструкция уравновешивалась «ушными» подвесками, сверху закреплялась большой шпилькой, а красные шнуры иногда завязывались плотно под подбородком, иногда спадали более свободно, «по-гусарски».
Интересно отметить, что боковые подвески (и прочие детали, прикрывавшие уши) обладали собственной символикой: жёлтые «тоу куан» , например, обозначали, что чиновник не принимает необдуманных решений на основе непроверенных данных. На императорской тиаре подвесок «лю» должно быть по двенадцать спереди и сзади, у наследника и князя подвесок должно было быть девять, у первого министра – семь, у других высших сановников по пять.
Украшались тиары жемчугом, золотом, нефритом и другими драгоценными камнями. В императорских подвесках всего было 288 камней. Если для «лю» использовали нефрит, подбирали бусины тех же, что и «у-цай сао» пяти цветов (жёлтый, красный, синий, белый, чёрный). «У-сэ» – пять цветов, имеющих философское обоснование. Цвета соответствовали пяти стихиям, «у-син», взаимопорождающим и вечно преодолевающим друг друга элементам мироздания, возникшим из Инь и Ян. Красный – огонь, белый – металл, голубой/зелёный/синий – дерево, жёлтый – земля, чёрный/тёмно-синий – вода).
Кстати, в Китае не принято носить зеленые шапки. Выражение 使 (某人)带上绿 帽子, «заставить принести зелёную шапку» означает… «наставить рога».
А теперь внимание! Интересно отметить, что подвески лю очень напоминают рисовые посевы. Чтобы урожай был хорошим, рисунки нужно засевать на одинаковом расстоянии - плотно, но настолько, чтобы ростки дали максимальный урожай. Поэтому императора можно считать царем рисовых полей, что соответствует древнейшим сакральным функциям правителя аграрной культуры. В связи с особенностью рисовой культуры на протяжении веков у китайцев формировались навыки монотонного и точного труда, что в дальнейшем дало свои плоды на фермах микросхем, требующих бесперебойной работы коллектива как конвеера. Таким образом, уже на короне древних императоров мы видим символ грядущего конвеера микросхем и прообраз посевов. Как говорится в китайской мудрости - небо круглое, земля квадратная.