Цены на авиаперевозки, в том числе и на топливо для самолетов, растут в первую очередь из-за аппетитов миллиардеров.
После ослабления режима самоизоляции, вызванной пандемией коронавируса, в России оживилось авиасообщение. Самолеты полетели по разным направлениям, а отечественные авиаперевозчики начали жаловаться на высокую стоимость керосина, который они покупают у владельцев топливозаправочных комплексов (ТЗК) в российских аэропортах.
Однако на бирже, торгующей авиатопливом, тоже недоумевают: откуда взялся неожиданный рост?
Ранее мы писали о том, что перевозчики покупают керосин через тендерные процедуры, в которых участвуют ТЗК в аэропортах. При этом комплексы, особенно независимые, часть топливных объемов приобретают у трейдеров, а они в свою очередь, покупают авиакеросин на бирже. Сами авиакомпании в биржевой торговле не участвуют.
Таким образом получается, что в цепочку продаж вклинились посредники, которые, пользуясь рыночным подходом организаторов торгов, скупают на бирже большую часть топлива, а затем перепродают его по завышенной цене.Аналитики считают, что это не единственная причина происходящего. По их мнению, на повышение стоимости авиационного топлива может оказывать влияние политика владельцев аэропортов. Они часто становятся монополистами в обеспечении топливом воздушных судов в отдельно взятом авиаузле и, естественно, этим пользуются, пишет АмурПРЕСС.
Корреспонденты издания попытались разобраться, а кто же эти собственники?
Не трудно было выяснить, что в числе владельцев региональных аэропортов в Дальневосточном федеральном округе появляются российские миллиардеры.
Так, глава Сахалинской области Валерий Лимаренко на днях распорядился отдать аэропорт Южно-Сахалинска в совместное предприятие с холдингом «Аэропорты регионов» Виктора Вексельберга. Произошло это без торгов и проведения соответствующей оценки имеющихся активов.
Как пишет издание, рассмотрев обращение «Аэропортов регионов», Лимаренко поручил правительству области внести в план приватизации на 2020 год акции компании «Аэровокзал Южно-Сахалинск», а областному министерству имущества поручено до 10 сентября внести эти акции в уставный капитал АО «ДВ-инвест».
Здесь стоит напомнить, в холдинг «Аэропорты регионов» входят международные аэропорты «Кольцово» (Новосибирск), «Платов» (Ростов-на-Дону), «Курумоч» (Самара), «Стригино» (Нижний Новогород) и «Гагарин» (Саратов).
Таким образом, включение в их число главного аэропорта Сахалина свидетельствует о дальнейшем расширении холдинга Вексельберга.
Вместе с тем, холдинг строит главный аэропорт Камчатки в качестве владельца контрольного пакета акций АО «Международный аэропорт «Петропавловск-Камчатский». В этой связи влияние миллиардера на дальневосточный рынок авиаперевозок становится одним из определяющих факторов его существования. Вывод напрашивается сам собой: такая мощная структура в состоянии диктовать условия и поставщикам, и авиакомпаниям-потребителям.
И для подобных опасений есть резонные основания.
По мнению наблюдателей, скандал с ростом цен на авиатопливо пошел как раз из аэропорта «Кольцово», который является базовым для авиакомпании «Уральские авиалинии». В этой воздушной гавани, принадлежащей компании «Аэропорты регионов», стоимость авиатоплива по сравнению с результатом предыдущих тендеров на июль 2020 года подорожала на 62,1%.
В следствии этого по итогам тендера на август – сентябрь 2020 года появились жалобы со стороны этой авиакомпании в адрес Минтранса. Недовольство уральцев разделяют и другие российские авиакомпании.
Так, Российская ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила обращение в адрес Минтранса, где попросила ведомство организовать совместную с Минэнерго и ФАС проверку ценообразования авиатоплива в российских аэропортах.
«Инфраструктурой могут владеть сами аэропорты или трейдеры, владеющие заправочными комплексами, по сути, монополия заключается именно в этом», — рассказывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
По мнению аналитика, владельцы инфраструктуры могут закупать керосин дешевле, но поскольку они монополисты в аэропорту, то продают топливо авиакомпаниям дороже.
«Сейчас количество перелетов увеличилось, и в силу своего монопольного положения они реагируют на спрос и увеличивают цены», — подчеркнул Сергей Пикин.
При наличии конкуренции на рынке топливозаправки воздушных судов была бы возможность снижать стоимость. Но, к сожалению, ее нет. Альтернативные топливозаправочные компании к аэропортам попросту не подпускают.
По мнению старшего аналитика Grand Capital Владимира Рожанковского, при таком «пещерном капитализме» крайними остаются пассажиры, которые должны заплатить за убытки пандемийного простоя владельцам аэропортов и хозяевам ТЗК.
Рожанковский считает, что это «картельный сговор», который не имеет отношения к экономике и вселяет обоснованную тревогу в свете распространения влияния Вексельберга на аэропорты Дальнего Востока.
Результатом повышения стоимости авиакеросина стала отмена чартерной авиарейсов в Сочи и Симферополь из дальневосточных аэропортов. По информации туроператоров, данная программа была заявлена с 5 июля до конца октября 2020 года. Однако, консолидатором программы неожиданно было принято решение о прекращении прямых авиарейсов из аэропортов Дальнего Востока в Симферополь с 9 августа, Сочи — с 14 августа.
Из-за взлета стоимости авиатоплива по понятной причине, авиакомпаниям стало невыгодно возить пассажиров на восток страны по старым ценам. А в последствии, на курортах черноморья могут застрять тысячи дальневосточников.В свою очередь депутаты Государственной Думы также обратились в Ростуризм и Минтранс с просьбой решить проблему.
«Программа чартерных перевозок в южные регионы страны, запущенная при непосредственном участии министерства транспорта Российской Федерации и Федерального агентства по туризму, крайне востребована среди жителей региона, ее нужно продлевать и хотя бы вывезти людей с берегов Черного моря домой. Иначе будет грандиозный скандал», — заявил депутат Госдумы от Хабаровского края Борис Гладких.
Таким образом, из-за неуемных аппетитов владельцев аэропортов и ТЗК появилась проблема в масштабах государства. И, вероятно, это только начало того, что неблагополучие на внутрироссийском рынке авиаперевозок напрямую коснулось дальневосточников.
Не исключено, что уже завтра большинство жителей ДФО и российского севера могут оказаться полностью отрезанными от центральной части России из-за дороговизны перевозок, навязанной миллиардерами в виде «пещерного капитализма».
При этом стоит отметить, что руководство страны, наоборот, пытается сделать западные регионы государства доступными для жителей Дальнего Востока.
Читайте также: