Найти тему
Games & Movies

Экранизации книг: успехи, провалы и причины этого

Когда ты берёшься за съёмки фильма, тебе нужен сценарий. И это просто подарок судьбы, когда существует уже готовая основа для твоей картины.
Книги. Крупные саги, интересные истории-однотомники, классические произведения. Называется, бери - не хочу.

Именно так поступает некоторая часть режиссёров, обращаясь к книжным первоисточникам. Либо когда крупные кинокорпорации соревнуются друг с другом в крутости и экранизируют достаточно популярные книги.

Сегодня, в этой статье мы будем с вами рассматривать не все книжные экранизации подряд, а только часть из них - связанные с жанром фэнтези или мистикой. Многие из этих картин я сама смотрела, какие-то мне понравились, какие-то не зашли - об этом не забуду упомянуть, так что не переживайте.

И рассматривать вопрос экранизации книжных произведений мы будем с нескольких точек зрения - кассового успеха, актёрского попадания в персонажей, работы режиссёра.

Важное уточнение: возможны спойлеры. Постараюсь сделать их небольшими, но ничего не обещаю.

Ну что, поехали?

Экранизируя книжный первоисточник, кинокомпании и режиссёры берут на себя значительную ответственность за успех или провал своих творений. Одно дело написать крутое произведение, особенно которое состоит не из одного тома, а из нескольких. Да, если ты прорабатываешь свою книжную вселенную от и до, создаёшь уникальный язык, прописываешь харизматичных персонажей, то будешь успешен, потому что читатели (по крайней мере, большая их часть) качество чуют за версту. Другое дело это перенести на экран. Если в той же книге автор может конкретно написать сцену страдания главного героя от серьёзного ранения, с детальным описанием стонов, кровотечений и так далее, то в случае с кино всё это будет зависеть только от трёх человек -режиссёра, оператора и актёра. Насколько они адекватно это покажут, настолько зритель и воспримет. А зрители - как и читатели - у нас далеко не глупые.

Так почему же большого кассового успеха и признания у публики добиваются только единичные работы по экранизации? В процессе подготовки статьи я обалдела от того, как мало крупных кино-саг, которые оказались успешными. Зато вот провальных оказалось больше едва ли не в два раза.

Давайте рассмотрим причины на конкретных примерах.

"Орудия смерти" (Картинка с просторов Интернета)
"Орудия смерти" (Картинка с просторов Интернета)

В 2013 году была предпринята попытка экранизировать достаточно интересную и популярную книжную серию писательницы Кассандры Клэр под названием "Орудия смерти". Кратко историю можно описать так - есть два мира - наш обычный, в котором мы с вами живём, и так называемый Сумеречный. Следовательно, есть некая группа людей, способных видеть этот самый Сумеречный мир и наводить в нём шороху. Одной из таких людей внезапно оказывается Клэри - причём совершенно случайно. Девочка, как потом становится известно, она не совсем обычная, а очень даже талантливая. Вот и придётся Клэри наводить в этом Сумеречном мире шороху, чтобы тот в человеческую часть не лез, да и о тайнах своего происхождения не будет лишним узнать.

Всего книг по этой серии у Кассандры Клэр целых 6. Но была экранизирована только первая, и блин, как вполне понятно, оказался комом. Практически никакие персонажи, имён которых не запоминаешь. Более-менее известной была Лили Коллинз, исполнившая роль Клэри, да Джейми Кэмпбелл Бауэр в роли Джейса, поттероманам известный как молодой Грин-де-Вальд. Вот эти двое как-то пытались ещё вытащить картину, но мало что у них получилось. Несмотря на попытки снять ещё и сиквел, вскоре от полнометражной экранизации отказались.

Небольшое отступление - "Орудия смерти" всё же были экранизированы и даже до конца, но в виде сериала под названием "Сумеречные охотники". Вот там с актёрами попали практически в точку, они и визуально смотрелись лучше, и играли не в пример адекватнее предшественников 2013 года.

Таким образом мы понимаем, что Харольд Цварт, режиссёр "Орудий смерти", запорол экранизацию. Именно на его плечи критики возложили основную долю провала.

"Академия вампиров" (Картинка с просторов Интернета)
"Академия вампиров" (Картинка с просторов Интернета)

В 2007 году некая писательница Райчел Мид стала выпускать книги из серии "Академия Вампиров", где история крутилась вокруг двух девушек, двух лучших подруг - вампирши Василисы Драгомир (на фото она единственная в белом) и её подружки-дампирши и телохранительницы заодно, Розы Хезевей. Связь между ними похожа на сестринскую, и именно на этом основан практически весь сюжет. Каким-то образом к ним в компанию проползает русский дампир (один из лучших охранников) Дмитрий Беликов.
Естественно, все 6 книг оказались очень успешными. Более-менее продуманный сюжет, достаточно харизматичные персонажи, минимум сходств с "Сумерками" (к слову, история Райчел была выпущена раньше, чем у Стефани Майер) и подростки, конечно, были очарованы. Киноделы решили золотую курочку поймать, потому было принято решение экранизировать книги. В феврале 2014 это случилось. И на свет появился фильм
"Академия вампиров", снятый по первой книге серии.
Вот только публика оказалась пресыщена историями про вампиров. Была на тот момент закончена кино-сага по "Сумеркам", потому "Академию вампиров" зритель не оценил. Не оценили её и критики, напрочь разнеся актёров фильма в пух и прах. Досталось даже Гэбриэлу Бирну, непонятно каким ветром занесённому в этот фильм, а ведь он актёр очень хороший.
И да - это был провал по всем фронтам. Потому, господа и дамы, ждать "Академии вампиров 2" с теми же актёрами не стоит. Да и вообще ждать. Может, лучше сериальчик снять, как тех же "Сумеречных охотников"?
И вот тут я вклинюсь со своим личным мнением. Книги прочитала ещё даже до новостей о съёмках фильма, потому с интересом ждала, а каким же получится киновоплощение полюбившихся - на самом деле полюбившихся, - персонажей. Долго думала, кого выберут на роль Димки Беликова. Ну что ж, выбрали Козловского. Ладно, плюсик в карму Марка Уотерса (режиссёра), что на роль
русского он выбрал русского, вот только мои личные "ожидание-реальность" не совпали. Козловский, кто бы что мне не говорил, никоим образом не Дмитрий Беликов. Да простят меня фанаты, тот же Билл Скарсгард сыграл бы его лучше! Потому что и визуально, и в плане актёрства Козловский Беликова не смог сыграть.

И тут тоже вполне понятны причины провала - слишком рано было выпускать что-то про вампиров, ведь в 2012 были сняты последние кадры последней картины киносаги "Сумерки". А люди уже пресытились. Ну и про актёров не будет лишним упомянуть. Большинство из них были довольно неопытными, молодыми, потому своих персонажей показали зачастую карикатурно и смешно. Неплохо справилась Зои Дойч, эта малышка даже Козловского переигрывала в тех сценах, где они были вместе. Ну и Гэбриэл Бирн, куда же без него. Тоже молодец, только постарел совсем.

"Дивергент" (Картинка с просторов Интернета)
"Дивергент" (Картинка с просторов Интернета)

На фоне успеха "Голодных игр" многие режиссёры почувствовали дикое желание урвать свой кусок пирога. Нил Бёргер решил догнать Гэри Росса (режиссёра "Голодных игр" и в 2014 году выпустил первую часть саги про нетакусиков (то есть, не таких как все), получившую название "Дивергент". Собственно, произведение Вероники Рот так и называется. Всего она выпустила по данной вселенной три книги да несколько мелких рассказов, к миру относящихся. В принципе, книжное произведение было принято достаточно неплохо.
История кратенько - есть девочка Трис Прайор (вообще-то Беатрис, но кто её полным-то именем называет). Она живёт в довольно утопическом и тоталитарном мире, а конкретно - в городе Чикаго, где каждый житель принадлежит к конкретной фракции, коих всего 5 штучек. Каждый житель города, когда ему стукнет 16 годиков, проходит тест. Сообразно результату теста он топает в нужную фракцию, там тренируется и вступает во взрослый мир готовым специалистом. А Трис вдруг оказывается дивергентом - то есть, может выбрать ту фракцию, которая ей ближе.
Выбирает она фракцию Бесстрашных и с ними же тренируется. Знакомится с парнем по имени Фор (настоящее имя у него Тобиас), который в ходе испытаний фракции показывает ей, что дивергентом может быть не только она. Таких дивергентов достаточно, и им приходится конкретно так прятаться, чтобы не спалить себя. Именно вот этой борьбе за права дивергентов и посвящена сага.
Вторая часть - и саги, и фильма, - имеющая в названии слово "Инсургент", хоть и окупила кассу, но не настолько, чтобы зрители полюбили эту историю так же, как и "Голодные игры". Третья часть уже была конкретно так разгромлена критиками.

Да, тут дивергентам повезло - по крайней мере, их хотя бы на три фильма хватило. Шейлин Вудли, она же Трис Прайор, такой же славы как Дженнифер Лоуренс, не получила, потому от финальной части киносаги отреклась и её так и не стали снимать, оставив историю в той точке, где заканчивался третий фильм. Эстафетную палочку во второй части принял Роберт Швентке, и он же снял третью. Потому по большей части на его счёт можно записать провал второй и третьей картин, да и попытки экранизировать сагу в кино.

"Чернильное сердце" (Картинка с просторов Интернета)
"Чернильное сердце" (Картинка с просторов Интернета)

Благодаря Корнелии Функе и её трём книгам из серии "Чернильный мир и Зазеркалье" я научилась тому, что читать вслух слегка... опасно.
Мортимер, главный герой истории, а также отец 12-летней Мегги, читая вслух, оживляет персонажей силой своей непонятно какого рода магией. Вот только неувязочка - вытянешь того или иного персонажа в наш мир, а в отместку кто-то из его близких попадает в Чернильный. Вот и придётся Мортимеру мало того, что мир спасать, но и тех самых своих близких.
Благодатная почва, правда? И история достаточно интересная, не клишированная.
Вот только в 2008 году на свет вышел фильм "
Чернильное сердце", по первой книге из трилогии. Главную роль - Мортимера, - сыграл Брендон Фрейзер. Ещё там появился и Пол Беттани, достаточно талантливый и многогранный актёр. Хелен Миррен засветилась.
Вот только наличие талантливых и харизматичных актёров картину не спасло. Она даже не окупила бюджета, потраченного на съёмки. И это несмотря на намёки в финале про продолжение. В итоге последующие две книги экранизировать не стали. Да там и Фрейзер обрюзг достаточно. Соответствий книге было недостаточно, так что фанаты не оценили экранизацию. И да, попытка "Чернильного сердца" конкурировать с "Гарри Поттером" провалилась, как бы ни старался Йэн Софтли.

"Хроники Нарнии" (Картинка с просторов Интернета)
"Хроники Нарнии" (Картинка с просторов Интернета)

Ещё одна попытка конкуренции с "Гарри Поттером", хотя истории про волшебный мир Нарнию были известны до того, как Роулинг написала первую книгу о Мальчике-который-выжил. Автором был Клайв Стейплз Льюис. Он создал достаточно интересный и вполне самостоятельный мир, где сосуществуют обычные люди и волшебные существа. Вот только если чуть глубже окунуться в Нарнию, да ещё и со взрослой колокольни, можно заметить некоторые, кхм, "интересности" - расизм, гендерную дискриминацию и так далее. Однако факт есть факт - Нарнию любят достаточно многие.
Следовательно, вопрос экранизации был только вопросом времени. И первым за полноценную съёмку, которая будет соперничать с очень успешным "Гарри Поттером", взялся Эндрю Адамсон в 2005 году. Он снял "
Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф". В роли той самой колдуньи снялась Тильда Суинтон, актриса андрогинной внешности, и персонажа она сыграла настолько хорошо, что лично я её Колдунью дико ненавидела.
И да, уточним, что в 2001 году уже была выпущены первая и вторая части киносаги про Гарри Поттера, так что "Хроникам Нарнии" было с чем посоперничать. Как и в экранизации книг Роулинг, в этом фильме почти все роли были отданы британским актёрам и актрисам. Вот только четвёрке главных "персонажей" не удалось адекватно конкурировать с исполнителем роли мальчика со шрамом, Дэниэлом Рэдклиффом.
Однако бюджет окупился и значительно. Пришёл черёд второй части. Тут уже к "Хроникам Нарнии" добавили "Принца Каспиана", на роль которого взяли молодого и симпатичного Бена Барнса (отступление - фанаты "Академии вампиров" настаивали на том, чтобы роль Беликова отдали именно ему, и тут я даже соглашусь, парниша вытянул бы). Снова в кресло режиссёра сел Эндрю Адамсон, на главные роли взял ту же четвёрку и вышеназванного Бена Барнса. Экранизация получилась добротной, тут ничего не скажу против. И мелькала изредка та же Тильда Суинтон в роли Колдуньи, хотя в первой части ей набили мордашку. Снова картина оказалась довольно успешной, бюджет хорошо так окупился.
Третья часть потеряла старшеньких из четвёрки - остались только актриса на роли Люси и актёр на роли Эдмунда. К ним добавили их кузена Юстэса в исполнении Уилла Поултера, да Бен Барнс возмужавший глаз радовал. Кресло режиссёра было отдано Майклу Эпптеду, но Адамсон картину продюссировал.
Да, бюджет окупился и также значительно, как первые две части, но... на минуточку, ребятушки всех возрастов и гендеров. В "Хрониках Нарнии" 7 книг, семь частей. По идее, могло получиться 7 полноценных фильмов. Однако аж с 2013 про них толком ничего не слышно. Актёры уже повзрослели, на свои изначальные роли вернуться не смогут, Барнс заматерел и юного Каспиана также не сыграет. Хотя тут могу типа успокоить - Нетфликс в 2018 году купил права на экранизацию всего цикла, так что надежда есть на то, что мы увидим все 7 книг на экранах. Почему "типа успокоить"? Ну, после того, что они сделали с моим любимым ведьмаком Геральтом, я в адекватности Нетфликса не уверена.

Строго говоря, трилогию "Хроник Нарнии" полноценным провалом назвать нельзя - бюджет они окупали. Были довольно неплохи актёры на почти всех главных ролях. Тогда я познакомилась с Беном Барнсом, который впоследствии сыграл в очередной экранизации книги, но уже в роли Дориана Грея. Сейчас он снимается, но почти малозаметно для широкой публики.
В общем, провал я могу засчитать только в том плане, что полностью весь цикл не снят, а экранизированы только 3 из 7 книг. Но материал же есть, и он серьёзный...

"Золотой компас" (Картинка с просторов Интернета)
"Золотой компас" (Картинка с просторов Интернета)

Печальна судьба цикла "Тёмные начала" в плане экранизации. Трилогия Филипа Пулмана с интересным миром и интересным сюжетом, где мир людей тесно переплетён с магией, где почти у каждого человека есть свой зверь-деймон. Просто чудесная основа для крутых фильмов, правда?
И попытка экранизации была. В частности, первая книга, она же "Северное сияние", для американской публики переименованная в "
Золотой компас". За фильм взялся Крис Вайц, известный по двум первым частям "Американского пирога" и "Сумерки. Сага. Новолуние". Каст - любо-дорого, выбирай на свой вкус. Тут и Дэниэл Крейг в роли лорда Азриэла, и Николь Кидман в шикарных нарядах, сыгравшая миссис Колтер. И Ева Грин с её мистической красотой, превосходно отыгравшая ведьму Серафину Пеккалу. Дакота Блю Ричардс хоть и была неопытна, но в роли взрывной и взбалмошной Лиры Белаквы, главной героини цикла, была неплоха.
И всё же картина провалилась, несмотря на то, что бюджет отбила. New Line Cinema это не спасло, они стали банкротами и их поглотили Warner Bros. А продолжение... ну, продолжение "Тёмных начал" вы и сами "видите". То есть, его нет. А какой был материал...
И тут, как в случае с "Орудиями смерти", на поле битвы выходит телесериал "Тёмные начала". Правда, я о нём мало что слышала, но вроде бы он даже неплохой. Может, хоть так история спасётся?

"Перси Джексон" (Картинка с просторов Интернета)
"Перси Джексон" (Картинка с просторов Интернета)

Рик Риордан, общаясь со своим не совсем здоровым сыном (СДВГ и дислексия), стал придумывать ему истории на ночь. Так на свет появился Перси Джексон, парнишка, у которого есть в арсенале суперспособностей силы древнегреческого бога морей Посейдона. Так современный мир был довольно добротно совмещён с древнегреческими мифами. У Риордана вышло неплохо - да так неплохо, что наш писатель облёк их в бумажную форму и выпустил в свет, фактически на фоне успеха Джоан Роулинг и её книг. Всего он написал 5 полноценных книг.
Естественно, 20th Century решили поконкурировать с Warner и приобрели права на экранизацию книг про Перси. Первый фильм вышел в 2010 году и угадайте, кто его снял! Это был Крис Коламбус. Тот самый Крис, кому в 2001 году доверили привести в мир кино Гарри Поттера. И он неплохо так справился, если с 95 миллионов долларов бюджета компания получила больше 220 млн. Фильм получил название "
Перси Джексон и похититель молний".
В 2013 году Трою Фройденталю доверили снять вторую часть, но там к имени главного героя добавили уже "Море чудовищ". Финансово картина тоже была успешна (90 млн бюджета против почти 200 млн сборов). Главного героя играл тот же актёр, что и в первой части, Логан Лерман.

И снова та же история, что с "Хрониками Нарнии". Финансовый успех - есть. Основа для фильмов - аж 5 книг, тоже есть. А снято всего два фильма. Всего, вы понимаете? Почему же продолжение не получилось? Да по той же причине - актёры выросли. В итоге висит незаконченная киносага как Дамоклов меч, и перфекционистов-зрителей нервирует.

Теперь небольшое отступление и, пожалуй, объясню, почему я выделила "Хроники Нарнии" и "Перси Джексона" в категорию провалов, хотя финансово они окупились. Всё потому, что их истории не закончены, хотя материал имеется, это вам не "Игра престолов" с недописанными книгами Мартина на момент съёмок финала. Если с остальными фильмами всё понятно - они провалились с первой картины, а "Дивергент" провалился к третьей части, то тут... эх, какое наследство потеряно, ей-Богу. Надо было снимать, пока успевалось.

А теперь, уважаемые и любимые мои читатели, я перейду к успешным экранизациям. И их успешными считаю не только я...

"Видишь, Босс, леди на коляске!" - Кадр из фильма "Зелёная миля" (Картинка с просторов Интернета)
"Видишь, Босс, леди на коляске!" - Кадр из фильма "Зелёная миля" (Картинка с просторов Интернета)

Стивену Кингу не всегда везёт на экранизации. Зачастую режиссёры настолько фривольно обращаются с первоисточником, что на выходе получается что угодно, но только не шедевры Стивена Кинга.
Потому елеем на душу писателя - да и на мою тоже, кстати, - стала картина
"Зелёная миля" 1999 года. Тут идеально всё - подбор актёров, сценарий (есть, конечно, несоответствия с книгой, но история подана понятно и логично), музыка, антураж, визуализация... Да вашу ж китайскую провинцию, я до сих пор реву белугой на моменте казни Джона Коффи! И особо больно, когда актёр, сыгравший этого добродушного и особенного в плане магии великана, ушёл на тот свет.

Но не будем об этом. Бюджет "Зелёной мили" был очень скромный - всего 60 миллионов. Warner Bros. рисковали, потому как мало когда экранизации Кинга были успешными, да и публика их принимала не всегда хорошо. А тут - с 60 млн до почти 291 млн сборов. Это был бомбический успех. Всё сложилось воедино и подарило нам, зрителям, один из лучших шедевров кинематографа.

"Голодные игры" (Картинка с просторов Интернета)
"Голодные игры" (Картинка с просторов Интернета)

Я уже упоминала "Голодные игры" в части про Дивергента. Потому что да, эти два цикла являются конкурентами. У нас есть некая девушка, вокруг которой вертится сюжет. Есть утопический мир со странными и зачастую деспотическими традициями. Но тут у нас есть ещё и аналог Олимпиады, но в плане соревнований на выживание. И Китнисс, наша главная героиня, вышла не в пример органичнее Трис Прайор. У обеих была причина стать сильнее, быстрее и ловчее, но Китнисс прям основательно выросла над собой прежней.
Она вынуждена была пойти на "голодные игры", чтобы спасти младшую сестру ценой своей жертвы. Вызвалась добровольно. И вынуждена была убивать, чтобы выжить самой, таков закон Смертельной Олимпиады.

Автором трилогии стала Сьюзен Коллинз. А фильмов - четыре, они выходили с 2012 по 2015 год. Бюджет первого был всего 78 млн, на второй Lionsgate выделили 130, на третий дали 125, а на последний 160 млн долларов. Окупились все четыре картины, но самой окупаемой можно назвать вторую, "Голодные игры: И вспыхнет пламя". С 130 млн бюджета была получена прибыль в 865 011 746 млн долларов. Это почти миллиард, да-да.
Дженнифер Лоуренс в плане актёрских работ оказалась успешнее Шейлин Вудли, она после съёмок в "Голодных играх" стала получать крупные роли. Не знаю, насколько сюжет и актёры попадают в книжный первоисточник, но тут успех виден невооружённым глазом. Потому что почти сразу же после выпуска трилогии Коллинз и её успеха в кино стали появляться некие подражатели. Кто из них успешен - это покажет история.

"Сумерки" (Картинка с просторов Интернета)
"Сумерки" (Картинка с просторов Интернета)

Признаюсь вам в небольшом грешке - я и читала все четыре книги (на момент съёмок их было всего 4), и фильмы смотрела. Не увлекалась, но ради интереса же.
История вампиров в мире людей последним - людям, то есть, - спать не даёт. Вот и интегрируют кровососов к homo sapiens. Тут ещё и история любви между обычной девушкой (между прочим, несовершеннолетней, товарищ Эдвард Каллен) и столетним с хвостиком вампиром. И то, как все пытаются им помешать быть вместе, а они такие вредные, что ничего у врагов не получается.
Тут вампиры пьют кровь как людей, так и животных, но на солнце не горят, а светятся как бриллиантики. Вот на этом моменте меня вынесло и я поняла, что это не вампиры, а феи. Окей, допустили, что таки они вампирчики. И в принципе история имеет право на существование, потому что Белла хоть и не особого ума девочка, но она чувствует и эмоции испытывает.
Автором книг стала Стефани Майер, обычная домохозяйка, увидевшая сюжет во сне. Первая книга вышла в 2005 году. А в 2008 - первый фильм с одноимённым названием
"Сумерки". На главных ролях Кристен Стюарт (роль Беллы Свон) и Роберт Паттинсон, он же Седрик Диггори из четвёртого фильма про Поттера, он же блестючий Эдвард Каллен.
И хотя многие зрители откровенно критиковали актёрскую игру Кристен, её безэмоциональное лицо, шутили как над Беллой, так и над Эдвардом, успех киносаги был ошеломительный. Правда, фильмов вышло 5 - последняя, четвёртая книга была поделена на две части. И всё равно они были успешны. Особенно последняя часть "Рассвета" - против 120 млн бюджетных средств были получены сборы в 823 746 820 миллионов.

Сага "Сумерки" - как книги, так и фильмы, породили целую сферу в киноиндустрии, связанную с вампирами. Эта сфера была и раньше, но не таких масштабов и не с такими деньгами.
Несмотря на моё предвзятое отношение к творчеству Стефани Майер, я не могу не признать успеха её творения. Что поделать, она к успеху шла и пришла.

Троица, которая всегда появляется в нужное время и место - "Гарри Поттер и Орден Феникса" (Картинка с просторов Интернета)
Троица, которая всегда появляется в нужное время и место - "Гарри Поттер и Орден Феникса" (Картинка с просторов Интернета)

И снова я уже упоминала об этой книжной и киношной саге. История про Гарри Поттера, обычного вроде бы парня, который узнал о своей причастности к миру магии и волшебства, стала поистине лавиной, которая погребла под собой значительное количество книголюбов и киноманов. Теперь даже есть такой фандом, как поттероманы.
Автор всех семи книг - Джоан Роулинг. Начала писать от безысходности и бедности, а теперь является одной из самых богатых британок, награждена орденом британской короны.
И такой шикарный материал не мог не быть экранизированным. За это взялись Warner Bros. - эти ребята вообще имеют хороший нюх на такие истории. Первый фильм,
"Гарри Поттер и философский камень", вышла в 2001 году, последняя - "Гарри Поттер и дары Смерти. Часть 2" - в 2011. Фильмы про Гарри являются одними из самых кассовых, сборы за последнюю часть превышают аж целый миллиард долларов. Актёры, которые снялись в главных ролях, известны - Дэниэл Рэдклифф, Руперт Гринт и Эмма Уотсон. Не то, чтобы после ролей Гарри, Рона и Гермионы им дают Гамлета, Анну Каренину и других, но они снимаются.
Успех Гарри оказался больше "Сумерек", да и вселенная книжная проработана лучше. Показано магическое общество.

"Фантастические твари" (Картинка с просторов Интернета)
"Фантастические твари" (Картинка с просторов Интернета)

Не отходя от Гарри Поттера повернёмся в прошлое его магического мира. В частности, к попыткам экранизировать очередной Роулинговский цикл про фантастических тварей. Эти экранизации тоже довольно успешны, история рассказывается интересная - ведь нам хочется увидеть молодого Дамблдора в исполнении Джуда Лоу, и Грин-де-Вальда в исполнении Джонни Деппа. Первый фильм вышел в 2016 году и получил название "Фантастические твари и где они обитают". Но давайте я пошучу, что название книги/фильмы является кликбейтным, - ну, если только магов, которые тут нам показаны, можно счесть фантастическими тварями.

В финансовом плане эти картины тоже довольно успешны. Только вот скандалы, связанные с актёрами, немного портят впечатление.

"Властелин колец" (Картинка с просторов Интернета)
"Властелин колец" (Картинка с просторов Интернета)

Одним из самых продуманных и прошаренных писателей, создававших волшебные миры, я могу назвать Джона Рональда Руэла Толкиена. До сих пор этот человек является ролевой моделью многих писателей в жанре фэнтези, и даже сам Сапковский признавался, что во многом при создании мира ведьмака оглядывался на сэра Джона Рональда.
Наш мистер Толкиен по-настоящему придумал эльфийский язык. Почему я говорю, что "по-настоящему"? Потому что квэнью, этот его язык, можно выучить и на нём говорить. Это вам не пара слов или фраз на неизвестном языке, как в большинстве подобных произведений. Это настоящий самостоятельный язык.
И мир, который создал Толкиен - Средиземье, - породил целое движение толкиенистов. Люди настолько погружены в этот дивный мир, что всё остальное их не волнует.

И Питер Джексон правильно сделал, когда взялся за экранизацию "Властелина Колец", одного из масштабных произведений Толкиена. Да, это книжная трилогия. И фильмов у нас всего три. Актёры были подобраны скрупулёзно, тщательно, и отработали они не на 100 %, а на 1000. Всё это при довольно фривольном обращении с первоисточником со стороны режиссёра. Что-то он добавил, что-то убрал, и всё равно - кино-трилогия "Властелин колец" является одним из самых масштабных и успешных проектов. Все три фильма многократно окупили довольно скромненькие бюджеты. А кто не знает Элайджу Вуда, Йена Маккелена, Вигго Мортенсена, Орландо Блума, Шона Бина и других актёров? Да почти все знают.

Питер Джексон проделал гигантский пласт работы, вникая не только в саму режиссуру, но и во всё, во что только мог. За это ему с моей стороны уважение.

"Хоббит" (Картинка с просторов Интернета)
"Хоббит" (Картинка с просторов Интернета)

И тут же, не отходя от Джексона, вспомним его очередную Толкиеновскую экранизацию - только уже про Бильбо, а не про Фродо. В книжном варианте история про путешествие Хоббита туда и обратно предшествует событиям "Властелина колец", но нам же всё равно интересно, как всё начиналось.
В кресло режиссёра сел Питер Джексон, в 2012 году сняв "
Хоббита: Неожиданное путешествие". И снова Питер показал себя с той же стороны. Снова был скрупулёзный подбор актёров на все роли, разработка сценария. Но если книга была одна, то фильмов получилось три.
Снова мы можем видеть то, что бюджет многократно окупился, и снова при ещё более фривольном обращении с первоисточником. Например, непонятно с какого дерева в Лихолесье свалился Леголас, о котором Толкиен впервые написал только во "Властелине колец", а также его как бы подруга-невеста или вообще непонятно кто Тауриэль, которой в оригинале вообще не существует. Это мне вот не зашло такое появление непонятных персонажей вроде неё, тогда как Бомбадила Джексон во "Властелине колец" вообще не показал. Но понравился Ли Пейс в роли владыки Лихолесья, Трандуила, который Леголасу приходился родным отцом. Проблема в том, что отец выглядит моложе сына. Но да ладно, простим эльфикам их моложавость.

Если честно, сравнивая кинотрилогию "Властелина колец" и "Хоббита" я своё сердце отдам Братству Кольца. Они за все эти годы мне реально как родные стали, в том числе и актёры. "Хоббит" - это круто, это зрелищно, но не выехало для меня только на одном Трандуиле. А вот успех подтверждаю.

Итак, давайте подведём итоги. Что нужно для того, чтобы получить успешную экранизацию?

1) Талантливый режиссёр - в пример вам Питер Джексон.
2) Талантливый сценарист - тот, кто на основании первоисточника сотворит удобоваримую историю и сохранит её суть.
3) Талантливые актёры - даже если у нас есть два первых человека в лице режиссёра и сценариста, если нет талантливых актёров, то всё, баста успешной экранизации.
4) Продуманный сюжет - сами понимаете, в любом фильме без них никуда.
5) Бюджет далеко не всегда так важен, как пытаются нам показать.

А что касается причин, по которым экранизации проваливаются, то они прямо противоположны предыдущим пяти тезисам.

1) Недостаточно талантливый режиссёр.
2) Сценарист, который чихать хотел на первоисточник и творит дикую отсебятину.
3) Актёры, которые просто не вытягивают роли.
4) Дырявый сюжет.
5) Когда все топят только за спецэффекты, а не за игру, то всё, кирдык.

Моё личное мнение - экранизировать книги не только можно, но и нужно. Вот только делать это осторожно и бережно по отношению к первоисточнику. Иначе фанаты книжных циклов сожрут.

Вы ознакомились с моим мнением об успешности и провальности экранизаций, прошу оставлять свои комментарии по этому поводу, всегда рада пообщаться.

До встречи в следующей статье!

Хобби
3,2 млн интересуются