Найти тему
oil oily

Азбука картин. Как читать формы.

Имеющий глаза, - да увидит!
О чем эта статья? О том, что картина - только катализатор того, что есть в нас. О том, что чем богаче наш чувственный опыт, тем больше нам скажет картина. О том, что можно вскрыть нашу память с помощью картины. О том, что можно изменить наш опыт, наше прошлое...с помощью картины.

Мы постоянно воспринимаем информацию из окружающего мира и сигналы своего тела. Информация обрабатывается и подается нам в виде целой картины - образа.
Восприятие всегда целостно!

Чем больше мы видели в своей жизни, тем меньше нам надо смотреть. Смотреть на объект, чтобы определить его, узнать его.
Это называется
константностью формы и восприятия. В изобразительном искусстве достаточно показать фрагмент чего-то, как человеческий глаз сам дорисует его и опознает. И обрадуется, как он - умный!;))

Чем больше мы потрогали руками в своей жизни, тем больше у нас память на ощущения. Тем проще нам, глядя на мир, выделять в нем предметы и как-бы сразу их ощущать, не трогая. Трогать глазами! Это называется
предметностью восприятия.

Восприятие формы  – это контур. Разделитель, грань двух реальностей – фигуры и фона. Благодаря микродвижениям глаза выделяют границы объектов, а с помощью прослеживающих движений – следуют по границе предмета и фона.

Ну а теперь коротенько непосредственно о влиянии базовых форм на человека.
Круг.
У круга нет направления, он ни откуда не начинается, никуда не стремится… Он обозначает одновременно бесконечность и завершенность. "Круг всегда был, есть и будет таким",- как бы говорит он нам.
Круг - как принадлежность некоему обществу, кругу(!) или как изгой.
НО! Если сузить круг или превратить его в отверстие, или заполнить темнотой...мы получим черную дыру, удавку, петлю, мы что-то теряем. Тогда уже круг - это ощущение неизвестности, нестабильности, хаоса, страха.
Круг - это черта, граница. Между добром и злом.
Поэтому круг - фигура неоднозначная и с ней нужно быть очень аккуратным на холсте.

Тоже самое относится к овалу.
Фигура, символизирующая одновременно и эволюцию и инволюцию, восхождение и нисхождение. Если овал наклонен, то ощущается динамика и напор. Воспринимается как шарик с непредсказуемой траекторией движения, как элемент динамики, непредсказуемости, некоторой композиционной упругости. Считается, что овал стимулирует творческую активность.
Круглые формы дают ощущение магии и тайны

Хеймдалля дочь. Холст масло 100х100 Мария Иванова 2020
Хеймдалля дочь. Холст масло 100х100 Мария Иванова 2020

Квадрат — встречается и запоминается впервые в жизни в форме детского кубика. Первая устойчивая и стабильная форма с которой сталкивается человек. Придает ощущение основательности, устойчивости, законченности. Хотя, как и все фигуры с острыми углами, на подсознательном уровне он вызывает некоторое беспокойство. Но, благодаря симметрии, гармоничное воздействие перевешивает страх.

Фламенко. Страсть к жизни. Холст масло 100х100 Мария Иванова 2020
Фламенко. Страсть к жизни. Холст масло 100х100 Мария Иванова 2020

Треугольник часто соотносится с триадами богов и триединством, он является символом стремления к божественному. В искусстве треугольник чаще всего означает устойчивое стремление вверх. Прямые линии символизируют целеустремленность. Также треугольник имеет особые значения, связанные с властью. А если вспомнить значение простых линий, то треугольник - это пересекающиеся линии под острыми углами. Так часто выражается гнев, агрессия.
Треугольник — энергичная и динамичная форма, которая всегда связана с движением и направлением. Линии размещены таким образом, чтобы наши глаза автоматически перемещались в верх треугольника или в направлении, в который направлен острый угол.

Uni-Sonne. Холст масло 80х60 Мария Иванова 2019
Uni-Sonne. Холст масло 80х60 Мария Иванова 2019

Гексагон — это правильный шестиугольник. Данная геометрическая форма часто встречается в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д. Кроме того, гексаграмма — символ иудаизма. С точки зрения психологии правильный шестиугольник ассоциируется с красотой, гармонией, изобилием и свободой.

Dağ Lili Холст масло 60х30 Мария Иванова 2020
Dağ Lili Холст масло 60х30 Мария Иванова 2020

При этом вовсе не обязательно очерчивать 6-угольник. Можно сделать так, чтобы глаз сам его построил на основе перекрещивающихся прямых - лепестков лилий...

Интересно, что при восприятии плоскостной картины глубинных ощущений не возникает вовсе. Их заместителями являются НАШИ глубинные представления! Картина как бы заставляет нас вытаскивать на свет весь наш опыт! Мы можем вспоминать с помощью картин! И мы можем воздействовать на нашу память, на наш опыт с помощью технологии достраивания картины.

Спасибо,
Мария Иванова

-5