Отношения государства и граждан в так называемых развитых странах напоминает мне собственные отношения с дочерью-подростком.
Вроде бы есть четкая договоренность: с тебя полностью сделанные уроки, поддержка чистоты в своей комнате и еще одной домашней зоне, готовка раз в неделю, посудомойка каждый день. Ну и там по мелочи – на стол накрыть, молока купить.
С нас – фиксированные карманные деньги, которые переводятся на карточку.
Как итог: домашние обязанности могут выполняться только под давлением и четким контролем. То раковина недомыта, то тряпки валяются. Иногда приходится вызывать силовые структуры (папа), столкновение с которым может закончиться шумно, но с предсказуемым результатом.
Уроки редко выполняются качественно и до конца: сравнивая с гражданином развитого государства – это всегда попытка поработать 2 дня вместо 5, бесконечные перекуры, затянутые обсуждения когда и как именно нужно было сделать именно эту работу и т.д.
Что интересно, лишение карманных денег уже не является чем-то страшным – а чо такова, и так все, что надо, есть. По сути дела, лишь временное лишение гаджетов является реальной угрозой и вызывает бунт, близкий к революции. Решается силовыми структурами (папа).
Любая попытка вызывать человека на цивилизованные переговоры заканчивается социальным взрывом и требованием признать за подростками взрослые права.
Нелегко сбить человека с клише «ЛГБТ – это круто, и все мои друзья ходят на митинги Греты», и заставить читать и думать. Ну хотя бы думать!
А ведь в целом мне достался хороший, любимый подросток, не последних мозгов, со своими увлечениями и друзьями, еще не доросший до реальной революции.
Сравнивая с государствами – ну, скажем, Испания. Как справляются родители, которым достался ребенок-Африка, или у которых силовые структуры не очень, просто не знаю.
Но в целом тенденция такая: «Обязанности государства должны быть фиксированными и увеличиваться с учетом инфляции. Обязанности гражданина – постоянно пересматриваемыми в сторону уменьшения».