Экологическая бамбуковая школа на Бали, школа дизайна в Сингапуре с травяной крышей и ферма близ кампуса образовательного учреждения на Багамах. Что их объединяет? Все они — «зелёные». Такие школы вносят вклад в образование в области устойчивого развития. Дети учатся бережно относиться к природе, а учебное заведение производит минимальное отрицательное влияние на окружающую среду. Экологические школы объединяют, например, соблюдение «зелёных» стандартов строительства здания, рациональное потребление ресурсов и раздельный сбор отходов. Самые продвинутые выращивают еду самостоятельно и устанавливают альтернативные источники получения электроэнергии.
«Экологизация» образования — важное направление развития во многих странах, в том числе и в России. Конечно, о ветряных двигателях и школьных огородах пока говорить не приходится, но мы всё чаще слышим о природоохранных инициативах. Дети всё больше задумываются об экологических проблемах и вносят свой вклад в помощь природе. Например, ребята объединяются и наводят порядок в заповедниках, ведут образовательные блоги и участвуют в научных экологических конференциях.
Экологизация образования беспокоит и правительство России. 71 статья Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» регулирует экологическое образование в разных типах учебных заведений. На муниципальном уровне действуют постановления об изучении экологии и внедрении обучающих программ об охране природы в образовательный процесс. Медиа всё чаще пишут о необходимости экологизации школьных привычек и роли педагога в воспитании бережного отношения к природе.Однако даже современные ФГОСы (образовательные стандарты) не формируют экологические привычки у школьников.
За рубежом вводят систему «Устойчивого школьного образования». Это обусловлено рекомендациями ООН и ЮНЕСКО (UNESCO Green Citizens). В 73 странах действуют программы фонда, который занимается экологизацией образования. Например, создают экошколы и экокампусы, где ребят учат бережному природопользованию. Европейская экономическая комиссия этой организации выпускает инструкции для государств с рекомендациями в вопросах развития школ. Например, в вопросах водопотребления, использования материальных ресурсов, комплексной оценке углеродного следа образовательного учреждения. Не менее популярно обучение в зелёных школах. Это учебные организации, где помимо классической программы преподают углубленный курс экологии. Например, в Великобритании дети изучают основы здорового образа жизни, экологичного общения, знакомятся с животными и другими обитателями Земли, узнают, как на них влияет антропогенный фактор. Также они учатся сортировать отходы и беречь природные ресурсы.
Концепции внедрения экологического образования бывают разными, однако наиболее эффективны те, которые сопровождаются практикой. Например, установленные в классе контейнеры для раздельного отходов куда эффективнее помогают закрепить прочитанный в книге материал, об этом говорит опыт Швеции. В России эти инициативы проводятся локально. Например, когда активисты самостоятельно размещают контейнеры в школах. Однако в нашей стране ещё недостаточно привыкли к системе бережного природопользования, поэтому пока подобных примеров немного. А вот вредных для окружающей среды привычек нажили достаточно.
Пластиковые стаканчики или собственная кружка?
В некоторых школах, например, в частных, в школьных классах устанавливают кулеры. Комплектом к ним идут одноразовые стаканы. А в учреждениях дополнительного образования можно встретить вендинговые кофейные аппараты, которые наливают сладкие горячие напитки из порошка в пластиковые стаканчики. Экологичной альтернативой могут стать принесённые в класс персональные кружки для детей. А сладкие горячие напитки заменят полезные чаи в термосах из дома. Проблема использования неперабатываемого пластика в школах актуальна для школ по всему миру.
Бахилы или сменка?
В детских кружках или больницах школьников часто просят надевать бахилы. Если посчитать количество выброшенных бахил за год, скопится приличная куча мусора. Однако мало кто уносит их на переработку после использования. Намного экологичнее было бы носить с собой сменную обувь или многоразовые бахилы, которые можно сшить дома или купить в экомагазине. Так можно помочь природе и приучить ребёнка следить за своими вещами. Многоразовые бахилы полезны и для родителей, которые встречают детей в школах или сопровождают в медицинских учреждениях. В России уже практикуют создание таких бахил в образовательных учреждениях. Например, ребята из Челябинска шьют их из старых зонтов. За рубежом продают и многоразовые силиконовые чехлы для обуви, их можно надевать на улице, чтобы предотвратить намокание обуви, но можно использовать и в помещении. Они легко стираются и быстро сохнут.
Пластиковые пакеты или многоразовые сумки для сменной обуви?
Классические принципы экологии: reuse (повторное использование), reduce (сокращение потребления) и recycle (переработка) работают и в системе образования. В Великобритании есть проект «Recycle 4 school», присоединившись к которому ребята могут сдать текстиль в переработку и заработать денег для школы. В России таких крупных инициатив в образовательных учреждениях и некоммерческих организациях почти нет. Но часто можно встретить детей, которые используют пакеты для школьной обуви. Сократить количество пластика в этом случае можно. Например, купить или сшить (дома или на уроке труда) многоразовый мешок для сменки или спортивной формы.
Многоразовые или одноразовые бутылки?
Некоторые родители кладут детям в рюкзак снеки и бутылки с питьевой водой или дают деньги на их покупку. Однако дешевле и полезнее для экологии использовать многоразовые бутылки или повторно наливать в одноразовые воду, которую предварительно пропустили через фильтр. В зарубежных школах всё чаще детям предлагают использовать многоразовые бутылочки или закрывающиеся крышкой многоразовые стаканчики. В немецких школах часто можно увидеть крутых ребят с такими ёмкостями для напитков многократного использования. Eco-friendly бутылочки стали настоящим трендом.
Воздушные шарики или доброе дело?
Воздушные шарики — атрибут всех школьных праздников в России. Наверняка вы видели чудовищные композиции или аляповатые арки из шаров. А помните традицию отпускать шарик в небо? Такие забавы ведут к печальным последствиям. Во-первых, безобидные на первый взгляд, они выделяют токсичные вещества. Во-вторых, птицы и рыбы не знают, что шарики нужны для красоты, и едят их. В-третьих, запуск шаров может иметь неожиданные последствия для городской инфраструктуры, так запущенные выпускниками гелиевые вредители запутались в ЛЭП и лишили жителей Якутска света. В Америке активно противодействуют таким ситуациям. В некоторых штатах (например, в Коннектикуте и Флориде) запуск воздушных шаров запретили на законодательном уровне. В Нью-Джерси нарушитель платит штраф 500$ за один шарик. В некоторых городах России присоединились к подобной инициативе. Например, в Санкт-Петербурге, Сочи и Петрозаводске также ввели запрет на запуск воздушных шаров.
Альтернативой гелиевым вредителям могут стать новые традиции. Можно обратиться к опыту разных стран и познакомиться с их традициями. Можно как шведы нарядиться в традиционные костюмы, пойти на пляж как кубинцы или провести праздник в семейном кругу за чаепитием как японцы. Как насчёт весёлого капустника как у выпускников в Германии? А может, пришло время новых традиций? Можно всем классом сажать деревья, волонтёрить или проводить субботники. Например, присоединившись к эколого-просветительскому проекту «Чистые игры». Конкурсы на выпускном балу уже приелись, а что насчёт командного состязания и забега с мусорным пакетом? Бережное отношение к природе можно прививать не только выпускникам. Как насчёт классного часа на природе и совместного сбора отходов в парках, на берегах рек или излюбленных пикниковых полян? Такая инициатива школы или родительского комитета поможет привить детям уважительное отношение к окружающей среде и напомнит о той живописной красоте природы, которая нас окружает.
Юлия Чернавина