На территории Ростовской области федеральная трасса М-4 богата сюрпризами, которые преподносят дорожные службы. Вот вроде бы всё хорошо: нет наплыва жителей северных регионов, едущих на море. Но на трассе возникают многокилометровые пробки, потому что, например, в сотый раз чинят мост через Тузлов, меняют дорожное полотно у Шахт или тому подобное.
В то время строился объезд посёлка Тарасовский, и пробка растянулась на много километров. Нам предстоял далёкий путь в станицу Казанскую, и было решено не просто объехать дорожные неурядицы, а добраться до цели исключительно по второстепенным дорогам, и заодно познакомиться жизнью вокруг них. Поэтому после Глубокого мы свернули на Плешаков, чтобы продолжить наше путешествие вдоль Большого Калитвенца, Калитвы и её притока Лозовой.
Начало было впечатляющим: буквально через несколько километров дорожное полотно превратилось в волны штормящего моря.
Ларчик открывался просто: песок для строительства упомянутого объезда дорожники брали из одного из местных карьеров и при этом вдребезги раздавили дорогу, соединявшую трассу М-4 с цепочкой небольших населённых пунктов.
Мы кое-как доковыляли до Плешакова. Здесь было полегче: «асфальт» кончился, и дальнейший путь лежал по ухабистой грунтовой дороге с засыпанными щебнем ямами. Размер щебня варьировался довольно в широких пределах, и ехать нужно было очень осторожно.
Пресловутый карьер находился перед Ерофеевкой, и мы лелеяли смутную надежду на нормальную дорогу после поворота.
И там действительно стало ехать полегче. Дорога по–прежнему была поганой, но появилась возможность для манёвра по обочине.
После Ерофеевки неожиданно появился приличный асфальт и мы повеселели. Надо было навёрстывать упущенное время, и этому больше ничто не препятствовало. К тому же скучная лысоватая долина Большого Калитвенца осталась позади, мы уже ехали среди красот берегов Калитвы, постепенно обретая утраченные способности замечать что-то кроме ям на дороге.
Мы миновали слободы Ефремово-Степановку, Криворожье, Никольскую — места нам хорошо знакомые, и попали в область ещё неизведанную, начинающуюся за трассой Миллерово-Вёшенская. За Ольховым Рогом начинались сосновые посадки, дорога стала песчаной, и мы решили остановиться, чтобы немного передохнуть. Виктор полез под капот, а я отправился в степь, где виднелись рыжие столбики дежурящих у нор сурков.
Байбаки здесь оказались пугливыми, на контакт не шли, и мне пришлось довольствоваться только общими планами. С машиной всё было в норме, мы наскоро перекусили и поехали дальше.
На этом отрезке пути из окна автомобиля мало чего увидишь — сосны, сосны и ещё раз сосны. Временами мелькали старые и обшарпанные указатели на пионерские лагеря, и от этого становилось немного тоскливо — вспоминалось безоблачное детство...
Мы миновали слободу Терновую, уютно расположившуюся в излучине Калитвы среди красивых холмов, запомнили на будущее несколько выразительных оврагов и густой пойменный лес у Новоалександровки и попали в окрестности Дёгтево. Наша любимая Калитва уходила здесь влево, а наш дальнейший путь пролегал вдоль её притока — реки Лозовой.
Немного поплутав в паутине множества просёлочных дорог мы, наконец, нашли самую наезженную и вскоре добрались до села Ольховчик. Здесь обнаружилась реликтовая бензозаправка со стрелочными колонками, где мы заправились бензином категории «не очень хреновый». Здесь предлагалось всего две «марки» бензина и мы, разумеется, выбрали лучшую.
Пока Виктор заправлял опустевший бак, я отправился бродить по окрестностям с фотоаппаратом и приставать к местным жителям с расспросами. Выяснилось, что эффектный холм с крестом на вершине, у подножья которого расположено село, носит название Паниной горы. Через десять минут у меня было ещё три опрошенных местных жителя и ещё три названия горы вдобавок к первому: Высокая, Большая и Ковыльная. Выяснилось также, что у его подножья есть довольно мощный родник. Некоторые детали интервью ускользали от моего понимания — местный «суржик» довольно специфичен.
При детальном рассмотрении вершины горы через телеобъектив на склоне обнаружились глыбы кварцита. Это было для нас интересным. Такие места обязательны для посещения: много лет мы занимаемся поисками рисунков древних на камнях, кое-что нашли и именно на таких останцах, как этот холм. Но в ходе дальнейших расспросов выяснилось, что там этот камень добывался испокон веков, поэтому о петроглифах помышлять не приходилось.
Здесь, в Ольховчике, находится церковь Спаса Преображения, построенная в 1873 году, как говорится, всем миром — каждый давал на строительство, что мог. Церковь сохранилась благодаря тому, что в годы гонений на религию служила зернохранилищем. Люблю я кирпичный стиль, не выхолощенный мерзкой штукатуркой...
Возвращаясь к машине, я неожиданно увидел один сюжет — корова у покосившегося столба без проводов. Название пришло само собой...
Отъехав от Ольховчика совсем немного, мы увидели уединённый холм, выступавший в долину Лозовой узким мысом. Его непременно надо было обследовать, но подъехать напрямую не удалось — на пути была река. Пришлось возвращаться в Ольховчик и искать дорогу в нужном направлении.
Увы, на вершине этого холма мы нашли только старый карьер, превращённый, как везде, в свалку. Кварцит выбрали отсюда почти начисто, до находящихся под ним песков. Я для очистки совести сбегал в дальний край, где виднелся десяток крупных глыб и бегло осмотрел их поверхности. Обычных для палеогеновых сливных кварцитов ризоконкреций в виде «дырок» и «трубок» в этих камнях почти не было. Камень здесь был довольно качественный и монолитный, с минимумом дефектов. Понятно, почему кварцит выработали подчистую. И понятно, что искать здесь что-то древнее бесполезно...
С этого мыса открывался отличный вид на Панину гору над Ольховчиком. На вершине её наверняка был такой же карьер...
Мы вернулись на дорогу и вскоре проехали Сетраки, Лозовой и, не доезжая Артамошкина, свернули вдоль Белой балки на Скельновский. Но это уже другая история, о ней написано в рассказе Напрямки. Срезали путь по просёлочным дорогам. Что увидели.
Скажу честно — меня больше не тянет путешествовать таким образом... Слишком печальный складывается образ донской земли, слишком много грустных мыслей лезет в голову...
Подписывайтесь на мой канал! И — особо буду благодарен за «лайк»!
Хотите знать больше? Много интересной и подробной информации о донском крае вы найдёте на моём познавательном портале «Донские Зори»!