Найти тему

Портрет Анны Павловой - якутской красавицы шаманки. Почему ее до сих пор помнят и боятся?

Удаган (шаманка) Анна Павлова.
Удаган (шаманка) Анна Павлова.

Очень представительная женщина, чей портрет мне попался в сети, имеет, оказывается, известную историю жизни. При этом, надо понимать, что условия этой жизни, как и восприятие мира в том месте и временном отрезке были специфическими с нашей точки зрения, и очень отличаются от того, к чему привык средний представитель европейской культуры 21 века.

Для большего проникновения в тему я использовала в качестве иллюстраций фотографии, сделанные в Якутии в 1902 году во время масштабной экспедиции, предпринятой американцами для исследования, в том числе, и этих мест. Это была знаменитая Джесуповская Северо-Тихоокеанская экспедиция, проводившаяся в 1897 - 1902 гг. малоизученные районы Северо-Восточной Азии и северо-западного побережья Северной Америки, включая российские Восточную Сибирь и Дальний Восток. Организатором и спонсором экспедиции выступил Американский музей естественной истории в лице его президента бизнесмена и мецената Морриса Джесупа, благодаря чему она была названа его именем. Планирование и научное руководство экспедицией, а также частичный сбор материала, осуществлял американский антрополог с мировым именем Франц Боас. В ходе экспедиции был собран потрясающе богатый материал о жизни и культурных традициях народов севера по обе стороны Берингова пролива. В частности, мы имеем отличные фотографии, иллюстрирующие их быт в различных аспектах.

Франц Боас.
Франц Боас.

Якутия вошла в состав Российского государства в первой четверти 17 века, когда сюда добрались казаки. Ими были основаны многочисленные населенные пункты, и завертелось... В 18 веке мы видим здесь уже большое количество русского населения. В это же время делаются попытки привить местному, языческому населению христианские ценности, что, впрочем, делалось в Российской империи с одной стороны повсеместно, а с другой - довольно вяло, так что язычество процветало. Местность была богатой, но очень холодной, так что весь 18 и 19 века сюда в основном отправляли на каторгу и в ссылку всех лишних персонажей российской жизни, чтобы и польза от них была, и наказание почувствовали.

фото 1902 года. невеста.
фото 1902 года. невеста.

Коренное население обитало, по большей части, в параллельной вселенной, продолжая следовать дедовским обычаям и верованиям. В частности, была сильна вера в шаманов, их потустороннего характера силы и особые связи с тонкими мирами. Причем, значительная часть шаманов в Якутии была представлена женщинами.

фото 1902 года.
фото 1902 года.

На якутском языке шаманка называется удаган. Это было, можно сказать, распространенной женской профессией в те нелегкие времена.

Среди них бывали и очень известные, внушающие не только современникам, но и потомкам большой страх. Например, сохранились воспоминания о жившей в 18 веке шаманке Аграфене, которая обитала неподалеку от поселка Жиганск. По некоторым данным была она русской по происхождению, и звали ее Агриппина. Но, видимо, женщина прониклась местными веяниями и вполне извлекла из них пользу. Что же такого делала Аграфена? Вот как рассказывают о ней в мемуарах середины 19 века:

...Эта женщина слыла большой колдуньей: тот, кого она любила, считался счастливым, тот же, на кого она обиделась, считал себя крайне несчастным. Слово, произнесенное ею, воспринималось как слово самого всевышнего. После того, как она этим путем приобрела доверие людей и состарилась, построила себе на расстоянии 2 кесов выше Жиганска домик между скал и жила в нем. Никто не проходил мимо, не обратившись к ней, не получив ее благословения и не принеся ей что-нибудь в подарок… И после ее смерти до сих пор не проходят мимо того места, не повесив подарка... Рассказывают, что эта старуха прожила до 80 лет, что она была мала ростом, толста, ее лицо было испрещрено оспой, глаза остры как утренняя звезда, ее голос звонок как звук железа...

фото 1902 года.
фото 1902 года.

Местное население, подогреваемое действующими шаманами, настолько этой Агрофены боялось, даже и после ее смерти, что приписывало ее воздействию все болезни и несчастные случаи в окрестностях. В итоге по приказу властей ее могила была вскрыта, а останки сожжены. Это, впрочем, ничуть не изменило ситуации, ибо не тело вредило людям, а дух.

фото 1902 года.
фото 1902 года.

Героиня нашего рассказа Анна Павлова родилась в середине 19 века. Отцом ее был Иван Тукун, родной брат знаменитого шамана Баабыс. А мать звали Евдокия Олоодун. Кроме дочери у этих людей был еще сын Николая Холохоно, который тоже стал шаманом. Почему Анна вдруг стала Павлова - я не знаю.

фото 1902 года.
фото 1902 года.

Девочка, по преданию, в 9 лет сильно заболела. К ее лечению привлекли, естественно, шаманов, которые и опознали в ней будущую коллегу. Отец детей умер рано, и их воспитывала одна мать. Мужчиной в семье был только маленький Николай, и вся надежда была на удачный брак дочери. Однако Анна, к досаде ее матери, всем женихам отказывала. После одного такого отказа, женщина в сердцах сказала дочери, что наверное, она уже вышла замуж за демона, раз так упорно избегает брака. После этих слов демон, натурально, явился к Анне с предложением руки и сердца. Тут уже испугалась сама Анна, настолько, что узнав, что к соседям прибыл с визитом молодой и неженатый шаман Николай Сыгынньах, она сама отправилась к нему и предложила стать ее мужем.

Фото 1902 года.
Фото 1902 года.

Николай согласился. Анна, помимо шаманских способностей, славилась еще и необычной внешностью и красотой. Необычность заключалась в очень высоком росте - 190 см. А красота... У нее было отличная фигура, светлая кожа, правильные и выразительные черты лица, тонкий нос с легкой горбинкой, большие глаза и глубокий голос, от которого по спине шли мурашки. Кроме того, у нее были густые волосы до пят. Анна любила наряжаться. Одевала меха, шелк, а фирменный ее образ состоял в длинном белом платье с серебряными национальными украшениями. Она была так хорошо, что ее даже приглашали к губернатору, чтобы она украшала собой общество, когда приезжали гости из столицы.

Фото 1902 года.
Фото 1902 года.

Анна и Николай жили очень богато. У них были огромные сенокосные угодья, они держали большое количество скота. Хозяйством занимались наемные работники.

фото начала 20 века.
фото начала 20 века.

Детей у Анны не было. Супруги взяли на воспитание девочку. Однако, по преданию, Анна три раза была беременна. Видимо, дети рождались мертвыми, потому что их никто не видел, но зато они, якобы, помогали в шаманской практике своей матери из потустороннего мира в образах Сына-Ворона, Птички Кэкэ-Бука и Дочки-Окуня.

фото 1902 года. якутки в европейской одежде начала 20 века.
фото 1902 года. якутки в европейской одежде начала 20 века.

И, наконец, переходим к главному - что же такого делала Анна, и почему она считалась великой шаманкой?

фото 1902 года
фото 1902 года

Она лечила людей.

Методы, которые она практиковала, и которые, видимо, помогали, очень своеобразны. Она высасывала болезнь из тела больного. Пользовалась при этом полой костью журавля и спиртом, которым полоскала рот.

Фото 1902 года. трагическая история недолгих жизней этих красивых  девушек есть в комментариях.
Фото 1902 года. трагическая история недолгих жизней этих красивых девушек есть в комментариях.

Так же она помогала найти заблудившихся в тайге, и указывала, где искать тела погибших.

При сильном пожаре смогла вызвать ливень, который его погасил.

Читала мысли людей.

Вообще легенды о ее делах и событиях ее жизни составляют большой пласт местного фольклора.

фото 1902 года
фото 1902 года

Анна дожила до установления Советской власти. Ее вызывали в милицию, чтобы узнать - занимается ли она еще практиками, которые новая власть запретила? Анна сослалась на свой возраст, и на то, что ее духи - помощники ее покинули. После чего ее напоили чаем, дали денег и отпустили.

Умерла шаманка в феврале 1929 или 1930 года. Накануне она предсказала сильнейшую снежную бурю - и умерла, когда эта буря во всю разошлась. В реинкарнацию она не верила. Когда она умирала, кто то из присутствовавших при этом спросил ее: ...А вы еще вернетесь на землю? Она ответила: Не знаю. Но думаю, что больше не вернусь на землю. С того света не возвращаются. Я так полагаю...

Похоронили ее между ушедшими намного раньше мужем и братом, в тайге. По местным преданиям, ни лесорубам, ни газопроводчикам, тянувшим трубу, не удалось потревожить ее покой. Если они подходили слишком близко к могиле шаманки, у них начинало отказывать оборудование и начинались многочисленные проблемы.

Так и лежит где то в якутской тайге последняя великая шаманка...