Найти тему
mr.mark

Death Stranding

Death Stranding — компьютерная игра в жанре action с открытым миром, разработанная студией Kojima Productions и выпущенная Sony Interactive Entertainment для PlayStation 4 в 2019 году; в 2020 году компания 505 Games выпустила версию игры для Microsoft Windows. Это первая игра Хидэо Кодзимы и Kojima Productions после разрыва с Konami в 2015 году. В работе над игрой приняли участие актёры Норман Ридус, Мадс Миккельсен, Леа Сейду, Линдси Вагнер и Трой Бейкер; в игре также появляются персонажи, моделями для внешности которых послужили кинорежиссёры Гильермо дель Торо и Николас Виндинг Рефн.

Действие Death Stranding происходит в постапокалиптическом будущем на территории бывших Соединённых Штатов Америки, разрушенных вторжением призрачных существ из другого мира. Игрок управляет курьером Сэмом— своего рода постапокалиптическим почтальоном; перед ним стоит задача пересечь континент и связать друг с другом изолированные поселения. Death Stranding совмещает в себе свободное путешествие по открытому миру, где игрок должен самостоятельно находить путь к следующей цели, и продолжительные кинематографические катсцены, созданные на движке игры с помощью технологии захвата движения. Основной игровой процесс связан с переноской ценных посылок из одного поселения в другое, причём игрок должен избегать потери и повреждения груза; игра содержит необычайно проработанную механику перемещения по пересечённой местности и элементы асинхронной многопользовательской игры.

Death Stranding получила высокие оценки критики; большинство обозревателей отметили чрезвычайную оригинальность и необычность игры, не укладывающейся в привычные жанровые рамки, и также высоко оценили графику, музыкальное сопровождение и игру актёров. В то же время как игровой процесс, так и сюжет получили полярные оценки критиков — от восторженных до отрицательных; ряд обозревателей описывал её как «игру не для всех». Игра была удостоена ряда наград и номинаций от различных изданий и организаций.

-2

Death Stranding описывалась как экшн-игра с открытым миром. В основе геймплея лежит доставка посылок из одной точки мира в другую: управляя героем Сэмом, игрок должен выбрать заказ через терминал доставки одного из поселений, погрузить посылку на спину героя и добраться с ней до адресата — в среднем такой пеший поход занимает от пяти до пятнадцати минут. Сам акт путешествия должен быть испытанием и источником эмоций для игрока, наподобие туристического похода. Каждая успешная доставка оценивается по ряду параметров, и игрок получает от неигровых персонажей особые очки — «лайки», наподобие функции «Нравится» в социальных сетях; игрок получает больше «лайков», если посылка не будет повреждена при доставке, или, например, доставит больше предметов, чем нужно для минимально успешной доставки. Скопив достаточно лайков по той или другой из нескольких категорий оценки, отмечаемых на специальной диаграмме-звезде, игровой персонаж может стать, например, более выносливым или способным переносить больше груза. Открытый мир игры состоит из двух больших раздельных регионов; управляемый игроком персонаж начинает игру на крайнем востоке и двигается на запад, открывая и подключая к сети новые поселения.

В походе между поселениями Сэм должен нести с собой не только ценные посылки, но и припасы, необходимые в походе — оружие, лестницы, тросы, даже сменную обувь на случай, если износятся ботинки у него на ногах. Пересечённая местность заставляет тщательно планировать маршрут: персонаж со временем устаёт, и игрок также должен следить за распределением груза и равновесием персонажа. При большой нагрузке герой начинает крениться в ту или иную сторону, и игрок должен исправлять его положение с помощью кнопок-триггеров геймпада. Подъём по скалам труден, а спуск тем более — если персонаж упадёт, он может рассыпать и повредить ценный груз. Специальный сканер позволяет анализировать местность поблизости, подсвечивая цветными значками возможные опасности — например, камни, на которых легко споткнуться, или глубокие ручьи, где персонажа может унести течением. «Темпоральный дождь», также превращающийся в горах в «темпоральный снег», постепенно разрушает и груз на спине персонажа, и любые построенные игроком объекты; размещая грузы и припасы на спине, игрок должен учитывать, что находящиеся сверху ящики пострадают от темпорального дождя в первую очередь. Игрок должен следить и за состоянием младенца ББ — одновременно спутника и элемента снаряжения героя: в состоянии стресса ББ начинает плакать и даже может потерять сознание, и игрок должен отцеплять и укачивать его с помощью контроллера.

Помимо пеших походов, игрок также может находить или строить в поселениях транспортные средства — мотоциклы и грузовики; эта техника работает на электродвигателях, и игрок должен следить за остатком заряда батареи и исправностью машины. Игрок может строить в мире игры различные конструкции, облегчающие передвижение по миру — лестницы, укрытия от дождя, мосты через реки и тому подобное. Все эти сооружения постепенно разрушаются под темпоральным дождём и в конечном счёте исчезнут, если их не ремонтировать. Большие сооружения, такие как мосты, требуют от игрока искать в мире игры и использовать для строительства особые ресурсы наподобие металлов и керамики; многие сооружения можно дополнительно улучшить после строительства — это замедлит их разрушение под дождём и придаст новые функции, например, возможность воспроизведения музыки по выбору игрока. С помощью героини Фрэджайл игровой персонаж может мгновенно телепортироваться в любое поселение из тех, где он уже побывал, даже в другом регионе, и также включая построенные игроком убежища — однако персонаж не может переносить таким образом посылки и экипировку: они остаются в том поселении или убежище, откуда было совершено мгновенное перемещение.

Death Stranding содержит многопользовательские элементы, хотя и не требует от игрока постоянного подключения к сети и не содержит кооперативной или соревновательной игры в традиционном смысле — нельзя встретить в мире игры других игроков. Тем не менее, игрок может найти в мире игры построенные другими игроками сооружения, транспортные средства, брошенные грузы и припасы; игроки могут оставлять друг для друга предупреждающие знаки и «одобрять» чужие сооружения и знаки с помощью «лайков».

Одной из опасностей, угрожающей герою, являются «МУЛы» — бывшие курьеры, страдающие иррациональной зависимостью от самого процесса доставки; они нападают на действующих курьеров и отнимают у них посылки, чтобы доставить их самостоятельно. МУЛы вооружены нелетальным оружием и стремятся только отнять у игрового персонажа ценный груз, а не убить его; впрочем, в игре появляются и «террористы», отличающиеся от МУЛов наличием огнестрельного оружия. В других местах игры Сэму противостоят чудовищные «Твари»  — чуждые фантастические существа из другого мира, появляющиеся только во время дождя. Твари обычно невидимы, но проявляют себя различными образами — как отпечатки человеческих рук в грязи; туманные фигуры, привязанные к определённому месту пуповиной; чёрные фигуры, поднимающиеся из смоляных луж, или чудовищные морские существа. В начале игры Твари неуязвимы для игрока, и их можно только избегать, однако в ходе игры Сэм получает оружие против этих созданий. При столкновении с Тварями включается сканер-одрадек на плече Сэма — по его направлению, движению и цвету можно определить, где находятся ближайшие Твари. Сэм может задержать дыхание, чтобы Твари его не заметили, но только на ограниченное время. Обычные человекообразные Твари не убивают персонажа, но стремятся схватить и отнести его к огромной Твари — мини-боссу. Если игрок проиграет сражение с этой Тварью, персонаж погибнет, и произойдёт «выплеск пустоты» — сокрушительный взрыв, оставляющий в мире игры огромный кратер. Эти кратеры остаются в мире игры и после того, как игровой персонаж вернётся к жизни — они меняют рельеф местности и надолго делают область игрового мира непроходимой, хотя и исчезают со временем. В случае смерти героя действие игры не возвращается к точке сохранения, как во многих других играх; вместо этого игровой персонаж попадает в «Шов» — своеобразное «чистилище» — мир, опрокинутый вверх ногами и погружённый под воду; игрок может обследовать это пространство с видом от первого лица, собирая различные предметы.

-3

Действие Death Stranding происходит в постапокалиптическом будущем; много лет назад США и весь остальной мир были разрушены катастрофой, известной как «Выход Смерти» . Эта катастрофа связана с существованием жизни после смерти: каждый человек, помимо смертного тела («ха»), обладает и бессмертной душой («ка»). При жизни они связаны, но после смерти тела, душа попадает в индивидуальный загробный мир — Берег , из которого может двинуться в неведомые миры за ним. У каждого человека свой Берег, хотя в случае гибели множества людей одновременно, как на войне, они могут оказаться и на общем Берегу. Заполонившие Землю после Выхода Смерти Твари — это существа из загробного мира, духи мёртвых. Твари — зеркальные отражения людей, состоящие из антиматерии контакт крупной Твари с человеком приводит к мгновенной аннигиляции — «выплеску пустоты», взрыву, способному уничтожить целый город и оставить после себя кратер. После вторжения Тварей большинство старых городов Америки были уничтожены в выплесках. С Выходом Смерти каждый труп стал источником опасности — после смерти человеческое тело быстро «некротизируется» и превращается в очередную Тварь, поэтому специальные бригады должны вывозить тела умерших прочь от населённых пунктов и сжигать до того, как произойдёт превращение.

Вместе с Выходом Смерти на Земле появились или проявили себя и другие предметы и явления, как «хиралий»  — особая материя, подобная тёмной материи, существовавшая со времен Большого взрыва; она не подчиняется обычному ходу времени и меняет течение времени вокруг себя. «Темпоральный дождь», связанный с хиралием, многократно ускоряет ход времени для всего, на что попадает, будь то люди или постройки, заставляя их стареть и разрушаться на глазах. Этот дождь идёт только в определённых местах, и о начале дождя оповещает перевёрнутая радуга. После Выхода Смерти некоторые люди приобрели сверхъестественные способности: так, «возвращенцами» называются те, чьи души способны после смерти воссоединиться с собственными телами, воскреснув во плоти. Особое состояние, известное как ДУМ, отличает людей, связанных с загробным миром. Сэм, главный герой игры, одновременно является возвращенцем и имеет ДУМ, хотя и низкого второго уровня — он не может видеть Тварей самостоятельно, только чувствовать их присутствие. Героиня Фрэджайл, как носительница ДУМ более высокого уровня, способна и видеть Тварей, и мгновенно телепортироваться из одного места в другое, а антагонист Хиггс — вызывать Тварей и управлять ими.

После Выхода Смерти Соединённые Штаты Америки перестали существовать как государство: люди живут в нескольких безопасных городах-«узлах» и разбросанных в глуши бункерах «выживальщиков» . Только курьеры осмеливаются выходить за стены городов и переносить ценные грузы из одного поселения в другое — без этого и города-узлы, и бункеры выживальщиков обречены на вымирание. Остатки старого правительства на востоке стороны сформировали федерацию под названием UCA; подчиненная UCA курьерская компания «Бриджес» , на которую работает Сэм, стремится восстановить единство страны. Люди в центральной и западной части материка не доверяют UCA, а террористы из организации Homo Demens открыто выступают против неё и «Бриджес». Как «Бриджес», так и террористы из Homo Demens пользуются технологией, которые «Бриджес» называет ББ — «Бридж-Бэби» ББ представляют собой человеческие эмбрионы в искусственных матках; к ним относятся как к ценному оборудованию, а не как к живым детям. В то время как для большинства людей Твари невидимы, ББ видят их и могут взаимодействовать с особым сканером-«одрадеком» , сообщающим человеку, где находятся Твари.

-4

В начале игры Сэм помогает «отделу утилизации трупов» перевезти человеческий труп в крематорий за городом Центральный узел. В пути на грузовик нападают Твари, которыми управляет некий неизвестный человек в маске; гигантская Тварь поглощает спутника Сэма, за чем следует выплеск пустоты — грандиозный взрыв, в котором погибает и Сэм, и весь город. После возвращения с того света Сэм оказывается в центре «Бриджес» в другом городе, Столичном узле; он встречается с коронером «Бриджес» Дедмэном , директором Дайхардмэном и своей приёмной матерью — президентом UCA Бриджет Стрэнд . Бриджет умирает от рака, но оставляет Сэму завещание: направиться на запад, найти дочь Амелию и воссоединить Америку. Сэм относит тело Бриджет в крематорий вместе с ББ-28; обнаружив, что младенец-детектор жив, исправен и в состоянии обнаруживать Тварей, Сэм оставляет его себе.

За два года до начала действия игры Амелия отправилась на запад вместе с большой экспедицией «Бриджес», выстроив по всему континенту хиральную сеть центров и терминалов, однако подключить их друг к другу не удалось, экспедиция была рассеяна и погибла, а Амелия была схвачена террористами из Homo Demens и не может покинуть город Краевой узел на западном побережье материка. Она, тем не менее, выходит на связь, появляясь в виде бестелесной «хирограммы», а также как видение в снах Сэма. Амелия и «Бриджес» хотят, чтобы Сэм прошёл тем же маршрутом и закончил начатое Амелией — это и было завещание Бриджет Стрэнд; Амелия должна стать новым президентом. Особое устройство «кьюпид» позволит подключать ранее посещённые Амелией поселения к общей сети. Сэм неохотно уступает давлению и вместе с ББ отправляется на запад.

В городе Портовый узел Сэм вновь сталкивается с человеком в маске — это лидер Homo Demens Хиггс , называющий себя «частицей Бога»; на этот раз Сэму удаётся победить вызванную Хиггсом гигантскую Тварь. В пути на запад Сэму помогает Фрэджайл , хозяйка крупнейшей местной курьерской компании. Когда-то Фрэджайл и Хиггс работали вместе, но Хиггс предал свою напарницу, подкладывая миниатюрные термоядерные бомбы в грузы, которые она переносила — в результате был уничтожен город Срединный узел и едва не погиб Южный узел. Хиггс пытается провернуть свой трюк с бомбой и с Сэмом, но тому тоже удается выбросить бомбу в безопасное место. В результате загадочного хирального шторма Сэм также оказывается в потустороннем мире — на поле боя, напоминающем Первую мировую войну. Здесь на него охотится загадочный солдат Клиффорд , также часто появляющийся в видениях, возникающих при подключении ББ — он одержим желанием вернуть ББ себе. Позже Сэм знакомится ещё с одной сотрудницей «Бриджес» — женщиной-инженером Малинген по прозвищу Мама; Мама связана призрачной пуповиной с маленькой Тварью — её ребёнком, погибшим во время родов. Мама и её сестра-близнец Локни должны усовершенствовать кьюпид, сделав это устройство безопасным; для этого Сэму приходится рассечь пуповину, удерживающую ребёнка Мамы в мире людей, и доставить Маму к Локни в далёкий Горный узел. Мама в умирает, но её душа-«ка» поселяется в теле Локни — таким образом, сёстры сосуществуют в одной телесной оболочке.

Дедмэн временно забирает ББ, которого Сэм начинает называть Лу — это делает путешествия по горам более опасными, так как Сэм не может видеть Тварей, и заканчивается очередным столкновением с Клиффордом, на этот раз в мире, напоминающем о Второй мировой. Очередным помощником Сэма становится Хартмэн — учёный-возвращенец, запертый в своей горной лаборатории; Хартмэн каждые 21 минуту умирает и возвращается к жизни, пытаясь найти на Берегу погибших жену и дочь. Из разговора с ним выясняется, почему Сэм назвал ББ Лу: так звали его неродившегося ребенка. Изучая доставленные ему Сэмом образцы — в том числе нетленное тело Мамы и пуповину Бриджет Стрэнд — Хартмэн заявляет, что Выход Смерти может случиться снова, и что покойная Бриджет Стрэнд могла быть «фактором вымирания» — таким же, какие вызывали пять массовых вымираний миллионы лет назад; более того, таким же «фактором вымирания» может быть и Амелия.

Сэм добирается до Амелии и Хиггса в Краевом узле — завершающей точке пути на западном побережье; теперь, когда хиральная сеть достроена, и все поселения Америки связаны друг с другом, Хиггс хочет с помощью Амелии связать друг с другом и загробные берега людей и вызвать шестое, окончательное вымирание — Последний Выход. Сэму удаётся победить гигантскую Тварь, вызванную Хиггсом; с помощью Фрэджайл он отправляется на Берег Амелии, где скрывается Хиггс, и одолеть и его. Тем не менее, на Берегу появляются Бриджет Стрэнд, директор «Бриджес» Дайхардмэн и Клиффорд, требующий вернуть ему ББ — Амелия возвращает Сэма в мир людей. Сэму приходится вновь посетить загробный мир Клиффорда, на этот раз напоминающий войну во Вьетнаме, и победить Клиффорда в третий и последний раз. Во время разговора с Сэмом, Клиффорд больше не ведёт себя с ним, как с противником, а когда Сэм решает вернуть ему ББ, он отдаёт его обратно. Сэм вновь посещает Берег Амелии, где сталкивается с Бриджет и узнает, что Бриджет и Амелия — не мать и дочь, но одна и та же сущность, действительно «фактор вымирания»: стареющая «Бриджет» была физическим телом, вечно молодая «Амелия» — душой, существующей на потустороннем Берегу. Бриджет-Амелия готова запустить обещанный Последний Выход; Сэм обнимает её и убеждает отказаться от своих планов и отсрочить апокалипсис.

Сотрудникам «Бриджес», использовав все свои способности, удаётся вернуть Сэма в мир людей; новым президентом UCA становится Дайхардмэн. Сэм покидает организацию, забрав у Дедмэна капсулу с Лу, умершим по истечении срока эксплуатации. По приказу Дайхардмэна, он вновь посещает крематорий, но не может заставить себя сжечь младенца. Снова и снова пытаясь его включить, Сэм опять испытывает видения, на этот раз переживая метафизическую реконструкцию дня смерти Клиффорда. Как оказывается, он — отец Сэма, и «ББ», которого разыскивал Клиффорд — не Лу, но сам Сэм. Сэм был первым ББ в истории этой технологии; Клиффорд с помощью Дайхардмэна выкрал младенца из лаборатории, но не смог сбежать. Руками Дайхардмэна, Бриджет Стрэнд застрелила Клиффорда, но задела младенца. Сэм попал на Берег, где его подобрала Амелия и вернула назад в мир живых, а Бриджет вырастила как приёмного сына. Перед моментом гибели Клиффорда воспоминание прерывается и герои говорят в последний раз. Сэм узнаёт, кто всё это время был его отцом, а сам Унгер наконец обретает покой.

Вернувшись к реальности, Сэм решает ослушаться приказа и вскрывает капсулу, с трудом возвращая Лу к жизни. Вместе с Лу Сэм покидает крематорий. Они идут под дождём, который больше не имеет темпоральных свойств; пробивается солнечный свет, и видна нормальная, не изменённая катаклизмом радуга: Выход Смерти завершился. В сцене после титров имя «Лу» расшифровывается как «Луиза» — ББ с самого начала был девочкой.

-5

Разработка

Хидэо Кодзима, руководитель Kojima Productions, более известен как создатель серии компьютерных игр Metal Gear. Летом 2015 года после затяжного корпоративного конфликта с японской компанией Konami студия Kojima Productions, бывшая на то время лишь её подразделением, была закрыта и воссоздана в качестве независимой студии по разработке компьютерных игр в декабре того же года. В конце 2015 года, до анонса игры, было сообщено, что ожидаемый первый проект студии должен быть выпущен сначала на PlayStation 4, а затем, после окончания некоторого периода «эксклюзивности», и на ПК. Игра использует игровой движок Decima Engine, разработанный голландской компанией Guerrilla Games; при этом, по словам руководителя Guerrilla Games Германа Хульста, Kojima Productions должна была создать в Амстердаме подразделение специально для сотрудничества с его компанией.

Игра Death Stranding является экшн-игрой, как и Metal Gear Solid, и не должна рассматриваться как замена Silent Hills, отменённого проекта Кодзимы времён его работы в Konami. По поводу жанра игры Хидэо Кодзима заявил, что это будет некий экшн с новыми элементами и привнесениями. Он провёл параллель со своей же ранней игрой Metal Gear 1987 года, которая ныне классифицируется какстелс-игра, однако во время выхода её называли экшеном, так как жанра «стелс» ещё не существовало. По словам Кодзимы, он начал создание игры с разработки оригинальной игровой механики — его замысел поначалу не поняли даже собственные сотрудники Kojima Productions, когда Кодзима изложил им свою идею. 24 января 2019 Kojima Productions зарегистрировала две торговые марки — Social Strand System и Strand Game.