Найти тему

Все мы врем, как бы сложно ни было в этом признаться.

Выдумка — нередко мать необходимости.
Выдумка — нередко мать необходимости.

Все мы врем, как бы сложно ни было в этом признаться. При этом, оказывается, ложная информация не только деформирует действительность, но и меняет наш мозг!

Чтобы выудить пользу из лжи и попутно избежать чувства стыда, мозг человека активирует механизмы, которые заставляют нас поверить: ничего страшного не произошло. При этом в нашем мозге нет специального отдела, ответственного за вранье: в сложный процесс вовлечены разные его отделы.

Чем сильнее и продолжительнее врет человек, тем легче это у него получается. Этот феномен исследовали и доказали ученые. Они выяснили, что чем чаще вы обманываете, тем активнее в вашем мозгу «крутятся шестеренки»: у отъявленных Мюнгхаузенов серого вещества на 14% меньше, а вот белого (нервных волокон) — на 22% больше, чем у тех, кто не врет.

Перманентная ложь даже может снижать активность «центра страха» в мозге. Эксперимент, проведенный в Лондоне, продемонстрировал, что у патологических лгунов замедляется активность миндалевидного тела. Такая адаптация приводит к увеличивающейся нечестности: это все равно, что человеку долго показывать отталкивающие, тошнотворные изображения — рано или поздно его реакция отвращения на них притупится.

Когда человек врет, у него в крови подскакивает концентрация гормона стресса кортизола и тестостерона. Последний избавляет от страха, что обман раскроется, а кортизол заглушает эмоциональное напряжение.

А еще ложь даже повышает температуру тела! Например, если человек лукавит, говоря о своих истинных чувствах, то кожа вокруг его носа несколько теплеет. В мозге же пробуждается к активной деятельности так называемый островок Рейля, ответственный за контроль температурного баланса. Этот феномен за схожесть с сюжетом известной сказки Карло Коллоди ученые стали называть «эффектом Пиноккио».

Так как ложь требует напряжения, то усиливается связь между префронтальной корой, ответственной за принятие решений и общественно-одобряемое поведение, и базальными ганглиями, которые связаны с сознанием.