Как рождается полицейское насилие? Мы все видели эти недавние кадры из Минска и других городов. Кто эти люди в форме милиции и полиции? Антропологический портрет.
Множество примеров. Неправомерного и немотивированного насилия. Несколько человек избивают лежащего, который даже не сопротивляется. Грубо и жестоко обращаются с женщинами. Стреляют резиновыми пулями по людям, стоящим на балконах. И так далее и тому подобное… Как это можно объяснить? Откуда все это берется? Почему они так поступают?
1. Действие по приказу
Простой ответ гласит. Что рамки дозволенного определяются приказом. Да, их тренируют поступать определенным образом. Функция ОМОНа – это поддержание общественного порядка путем организованного насилия. Но профессионалы всегда знают, когда нужно остановиться...
Так зачем же «усердствовать» в жестокости и насилии? Когда всегда есть выбор – сделать больше или меньше. Как писал Е. Шварц (фильм «Убить дракона»):
– Не смотрите так – дело не во мне. Нас, молодых, так учили, понимаете? Нас… так учили…
– Всех учили. Но почему ты оказался первым учеником? Скотина.
Значит, дело не столько в приказах. Сколько в готовности их выполнять. В психологической и желанной готовности быть жестоким. Такие действия не являются запланированными. Но это внутренняя готовность человека, его психологический настрой.
2. Психологический настрой
Давайте начнем с простого утверждения. Эти люди боятся.
В психологии есть простая аксиома:
Агрессия и жестокость по отношению к слабым и беззащитным рождается из страха. Который является признанием собственной слабости. Только сильный человек может быть добрым.
И любой психолог всегда начинает общение с вопросов:
Что у Вас случилось? Что именно Вас беспокоит? Почему Вам нужно выплеснуть свою злобу на окружающих? В чем они перед Вами провинились? Как мы можем Вам помочь?
Проблема заключается в том, что бесконтрольный страх – это уже сумма множества тревог, беспокойств, фрустраций, переживаний нерешенных проблем.
И чтобы распутать весь этот клубок, специалисту очень нужно сильно постараться. Одним сеансом здесь никак не обойдешься. Но мы можем зафиксировать проблему. И поставить вопрос в самой общей форме.
Как получилось? Что люди, которые надевают форму сотрудников правопорядка. И делают это, чтобы помогать, заботиться и защищать других. Быть сильными, чтобы спасать слабых. Вдруг сами оказываются такими испуганными и беспомощными?
Что сами они уже не могут ни о чем думать? И ведут себя, как дикие животные? В смертельном страхе за свои жизни? И поэтому готовы перейти любые границы человечности.
3. Антропологическое объяснение
Есть замечательная детская песенка. Написанная специально (как будто бы) про «цепных псов режима» (так называемых):
Собака бывает кусачей Только от жизни собачьей, Только от жизни, от жизни собачьей, Собака бывает кусачей.
Собака хватает зубами за пятку, Собака съедает гражданку лошадку, И с ней гражданина кота, Когда проживает собака не в будке, Когда у нее завывает в желудке,
И каждому ясно, что эта собака – Круглая сирота!
Давайте не будем забывать. Что сотрудники правопорядка – это такие граждане, как и мы. Которые живут рядом с нами. Это наши соседи и наши друзья. Их дети учатся вместе с нашими. Их жены и матери ходят по тем же магазинам, что и мы. Их семьи решают те же проблемы, что и мы.
Но есть таки различие, которое становится проблемой номер один. Все эти мужчины, главы семейств. Люди, одетые в «форму космонавтов». Которые даже при личном общении кажутся иногда слишком грубоваты и резки. Они все попадают в «ловушку бедности». Материальной и психологической. Сильнее и больше, чем все остальные люди!..
Посмотрите паблики сотрудников правопорядка. Ведь это люди, которые в принципе не любят и не хотят жаловаться. Кодексы «мужского поведения». «Настоящего мужика», который все держит в себе. Тащит свою ношу и никому ничего не говорит. Это характерные черты поведения для «силовиков». И если у них уже накипело. Значит, действительно все очень плохо.
На что они жалуются? На бесконечные переработки. На нехватку времени и денег. На отсутствие понимания и возможности просто побыть со своей семьей. На отчуждение и разлад. На постоянные трения в семье. И на постоянное балансирование – уйти с работы или потерять семью.
В итоге – частые разводы. Вторые, третьи браки. Еще большие обязательства. Дети – свои и супруги от предыдущего брака. И все это нужно тянуть. Приносить деньги в семью и всех обеспечивать. Работа становится единственным спасением и проклятьем. Чего больше всего боятся «силовики»? Так это свою работу потерять. Не найти потом новую. И в итоге не смочь заботиться о своих семьях. Это и есть их реальный страх…
Так получилось, что эти люди в мундирах. Которые кажутся такими уверенными в себе. Сильными, с гарантированными социальными благами (от государства). На самом деле находятся в очень уязвимом жизненном положении. Ни нормальных заработков, ни социальных благ – все это оказывается при ближайшем рассмотрении фикцией. А сами они балансируют на «грани выживания». Материального и психологического…
«Силовики» – на самом деле – это одна из самых уязвимых и репрессированных групп в нашем обществе. Их сила – только видимость. И когда мы видим сцены насилия с их участием. Это просто выплеск того, что накипело. Внутреннего отчаяния и горя. На других, ни в чем не повинных людей.
Мы говорим сейчас не о милицейско-полицейском начальстве. У тех-то, с уверенностью можно сказать, все хорошо. Мы говорим сейчас о самых простых сотрудниках правопорядка. Самых простых. Стоящих на улицах в оцеплении. Одетых в форму «космонавтов»…
Какой можно сделать итоговый вывод?
Жестокие действия сотрудников милиции и полиции – это показатель общего неблагополучия в этой социальной группе. Нужно вернуть общественный контроль над правоохранительными структурами. Ничего секретного в деятельности сотрудников правопорядка нет. Их изоляция и закрытие от всех других может служить только интересам правящих режимов.
Милиция и полиция – это часть нашего общества. Такие же люди, как и мы. И проблемы у них такие же, как у нас всех. И требуют своих решений, в том числе - политического характера!..
Продолжение см. в публикации: Откуда берутся садисты в правоохранительных органах? И что с ними делать? «Право на жизнь» и «право на безопасность» нуждаются в политической защите.
Беседа с антропологом. Научный подход к любым вопросам