После периода великих завоеваний при армянской династии Арташесидов в начале 1 века нашей эры Великая Армения стала объектом раздора между Аршакидской Парфией и Римом.
Оба этих государства ставили в подконтрольном им царстве Великая Армения своих ставленников, которые обычно правили короткий период, а затем или изгонялись, или их лишали жизни.
Только с воцарением парфянского принца Трдата I в Великой Армении наступил период мира и она обрела независимость.
Но чтобы отстоять независимость нужно было сильно потрудиться.
Это и стало основной задачей преемника Трдата - Санатрука (правил с 76 по 110 годы нашей эры).
Благодаря политической прозорливости и дипломатическим способностям Трдата I в Великой Армении ко времени воцарения Санатрука царил мир, который длился с 64 по 114 годы.
Санатрук смог воспользоваться этим и упрочил мирное существование.
В первую очередь он мирно присоединил Эдесское царство на юго-западной границе Великой Армении.
Во вторых Санатрук провел жесткие репрессивные меры против набиравшей силу христианской общины в Армении и присоединенном Эдесском царстве. Это позволило на длительное время консолидировать нацию вокруг культа эллинистических божеств, что продолжило политику Трдата I по сближению с Римом. А самое главное позволило избежать противостояния с Римом, где гонимая христианская община искала возможность для переселения. Одним из возможных убежищ могло стать Эдесское царство, правящая династия которой была также христианами.
В третьих на половине пути между древней столицей Армении - Арташатом и новой - Тигранакертом была построена крепость Мцурк.
Единственное свидетельство об этом факте можно найти у армянского историка V в. Фавстоса Бузанда, который пишет: «После этого Айр Мардпет (так называли евнухов династии армянских Аршакидов — А.А.) уехал из святых мест и спустился к берегу реки Евфрат, в долину, покрытую густым лесом, в заросли крушины, у слияния двух рек, где издавна построен был город царем Санатруком, в местности под названием Мцурк» - монография А.Арутюняна НИСИБИН (МЦБИН) - МЦУРК В АНТИЧНЫХ И АРМЯНСКИХ ПЕРВОИСТОЧНИКАХ
Некоторые ученые локализуют эту крепость в районе современного Нусайбина.
Но еще в 37 году император Калигула подарил этот город государству Адиабена и больше эта территория не входила в состав Великой Армении.
Мцурк был построен на земле мардов, которые были переселены парфянами в эту область возможно из Прикаспия. Марды защищали эту территорию от римлян во время походов римского полководца Корбуллона.
С постройкой крепости стратегическая дорога между двумя столицами была перекрыта. Это позволило не только защититься от Рима, но и от Парфии. Для обоих империй стало затруднительно захватывать сразу обе столицы, так как между ними находилась крепость Мцурк, которую не только охранял сильный гарнизон, но и осаждающие ее войска подвергались партизанским налетам мардов на коммуникации.
Это идеальное сочетание пригодилась армянским Аршакидам после того как при римском императоре Траяне закончился 50-летний Великий мир. Мцурк стал головной болью для римских полководцев.
Кроме того, Мцурк сыграл важную роль в христианизации Армении, так как именно здесь армянский царь Трдат III крестил армянскую аристократию-нахараров.
К слову, корнем топонима Мцурк является глагол - мцурганел, что в переводе означает обнажаться. То есть, на месте крепости ранее было священное место для свещенодействия, требовавшего для его совершения оголения.
Суммируя, можно сказать, что Санатрук явился удачным продолжателем деяний парфянского принца на армянском престоле - Трдата. Он обеспечил Армении не только долгий мир, но и смог предусмотреть ухудшение внешнеполитической обстановки, разрешив все внутри и внешнеполитические проблемы и построив мощную крепость в нужном месте.