Часто случается слышать, что молодая группа не может сдвинуться с «мертвой» точки. Хоть каждый музыкант и играет ровно и знает свои партии, но когда начинают играть вместе – получается каша, в которой не то что прогрессировать, но даже услышать что-то внятное не возможно. Причина проста – звучание каждого в отдельности не отстроено правильно, отсюда и общая какофония. В нашей статье разберем как решить эту проблему с сделать репетиции не только полезными, но и крутыми
Место имеет значение
Сначала разберемся с местом репетиции. Да-да, не удивляйся – место имеет значение. И еще какое. Ведь звук живет только в пространстве, и именно оно как бы доформировывает его. Поэтому первое, о чем тебе стоит подумать – это качество репетиционной базы.
В идеале репетиционная комната должна быть не менее 20 квадратных метров. Объясняется это просто: барабанная установка – не только самый массивный инструмент, но и самый громкий, поэтому все музыканты должны находиться на определенном расстоянии от нее – рядом с ней музыкант рискует не услышать ничего, кроме барабанов.
Избегай «бетонных коробок». Голые стены дают звуковые отражения – источник шума. Отстроить звук в такой комнате невозможно. Сегодня 80% репетиционных баз используют акустические панели. Они убирают отражения и делают звук чистым. Отсутствие звукопоглощающего покрытия на репетиционной базе – повод задумать о смене места репетиций.
Знай свое место
Теперь поговорим о том, как музыканты должны располагаться в репетиционной комнате -ты удивишься, но то, где стоят музыканты тоже влияет на звук.
Вот несколько правил, который ты должен запомнить и поделиться ими со своими товарищами по группе:
· Музыкант должен находится рядом с источником звука;
· Гитарист стоит рядом с гитарным кабинетом, басист - рядом с басовым;
· Постарайся встать на один-полтора метра от колонки. Ближе вставать нельзя – перекроешь собой звук.
Вокалисту лучше стоять напротив порталов. Между порталами и вокалистом не должно быть никого. Вокалисту нельзя поворачиваться спиной к ударной установке. В таком положении микрофон снимет звук барабанов, а не вокалиста.
Настройка гитары
Типичная ошибка всех музыкантов – накрутить себе побольше громкости, чтобы в общем миксе слышать только себя. Если действительно хочешь репетировать, а не просто переорать своих коллег по группе – забудь об этом. Если все же тебя надо «добавить», то для увеличения громкости пусти звук гитарного кабинета в пульт с помощью микрофона. Звук распространится по комнате равномерно, а искажений не будет.
Ручку громкости гейна поднимай в пределах 50%. Много гейна даст искажения и обратную связь, четкие ноты и ошибки не услышишь.
Низкие частоты в предельных значениях сделают звук гитары мощным и объемным. Звучит круто, но гитара займет место бас-гитары. Начнете играть вместе – будет каша. Гитара должна круто звучать в миксе, а не отдельно. Хочешь больше низа и объема – сделай громче бас-гитару.
Настройка бас-гитары
Теперь поговорим о басистах, о которых все шутят, что их не слышно. На самом деле, задача бас-гитары не в том, чтобы ее было много, а в том, чтобы качать и создавать грув. Ведь именно от баса во многом зависит общий кач и драйв группы. Бас – это вообще некая магия. Его вроде и не слишком слышно, но он решает почти 50% успеха. Поэтому, если ты басист, не старайся сделать себя громче всех. Заставь всех просто двигаться так, как ты задашь им грув и кач. Поэтому не выкручивай громкость на максимум. При одинаковой мощности бас кажется тише гитары, но не начинай крутить ручку громкости. В миксе будет норм.
Не забудь о подзвучке баса. Смело забирай звук кабелем с кабинета и приводи в пульт без микрофона.
Для баса важны низкие частоты – добавляй по вкусу. Не бойся средних частот - добавишь читаемости в миксе. Но тут главное не переборщить: слишком много средних частот в басу будут мешать звучать гитаре. С высокими экспериментируй на месте.
Советы барабанщику
Не настраивай пластики на барабанах, если не умеешь. Испортишь! Не нравится звук – попроси помочь администратора. Конечно, крутить винтики самому с умным видом выглядит круче, но в конечном итоге будешь выглядеть глупо. :)
Аналогичная ситуация с расстановкой барабанов. Первый раз попроси помочь админа. Фетры клади с двух сторон тарелок. Вешай тома на весу, не касайся бас-бочки. Во время игры не лупи сильно. При необходимости умей играть тихо.
Бас-бочка требует подзвучки. Репетиционные базы по умолчанию подзвучивают бас-бочку. Если микрофона у бас-бочки нет, то попроси у админа микрофон и положи его внутрь бочки или поставь на специальную стойку. Нет отверстия в пластике для микрофона? Проковыряй! Шучу:) Подзвучить бас-бочку без отверстия для микрофона поможет тригер. Он легко устанавливается и выводится в пульт. Играть с ним будет намного проще – бочка с ним будет звучать идеально, но одинаково.
Отдавай предпочтение репетиционным базам с отдельной мониторной линией для барабанщика. Но не отнимай мониторы у вокалиста. Нет мониторов - замени наушниками. Забери общий микс с пульта кабелем и подключи к нему наушники. Понадобится специальный переходник. Стоит копейки, а тип переходника подскажет администратор репетиционной базы. Он же поможет подключить наушники. В наушники барабанщику отправь каждый инструмент и метроном в нужно количестве. Предварительно подзвучь каждый инструмент через пульт и пусти в пульт метроном.
Советы вокалисту
Петь нужно громко!;
· Микрофон держи близко;
· Отдавай предпочтение репетиционным базам с вокальными мониторами;
· Стой около порталов и гони тапком того, кто встанет между тобой и порталами;
· Напоминаю – не поворачивайся спиной к барабанщику – драмеры коварные люди ;)
· На репетициях добивайся естественного звучания голоса.
Заключение
Настраивать баланс звука можно относительно вокала, барабанов или «розового шума». Работу с «розовым шумом» разберем отдельно в одной из следующих статей. А пока советую сначала строить каждый инструмент отдельно, затем выводить в порталы бас-бочку, а уже под ударные подтягивать звук каждого инструмента.
После отстройки найти каждый инструмент в миксе не составит труда. Иногда вокал все же плохо слышно – поднимай вокал или делай тише остальных.
Советую попробовать сделать настройку самостоятельно первые два-три раза. Накопится много вопросов. Попроси помочь администратора, а через две-три репетиции пригласи звукорежиссера. Звукач предметно поможет тебе решить проблемы со звуком.
Добился нужного звука? Сфотографируй ручки и настройки - в следующий раз фотографии помогут сэкономить кучу времени.
Если появятся вопросы, то пиши в комментариях. Я обязательно отвечу. И подписывайся на канал, тема настройки звука крайне обширная – статей по теме будет много.
Не забудь поставить лайк – я старался для тебя! ;)