Найти тему

На грани протеста и попа. Рецензия на альбом группы The Pretenders "Hate For Sale" (2020).

THE PRETENDERS
Hate For Sale
(BMG Rights Management)

11 альбомов за 41 год карьеры в грамзаписи – это вроде бы и немного, но имя интернационального состава The Pretenders все эти годы «находится где-то недалеко». Причём настолько «недалеко», что в июле 1985 года группа оказалась единственным – хорошо, пусть только по определению – панк-составом, выступившим на глобальном рок-фестивале “Live Aid”. Звёзды так складываются, что ли? Нет, конечно: виной всему не только композиторские способности певицы и гитаристки Крисси Хайнд, но и умение оказаться в нужное время в нужном месте, причём иногда ценой безвременной кончины музыкантов группы.

Первый успех к The Pretenders не мог не придти в силу карьерных обстоятельств молодой Крисси и места её тогдашнего проживания: в 1973 году 22-летняя будущая звезда перебралась из родного Огайо через океан в Лондон, где к моменту создания собственной группы успела поработать журналисткой в сверхважном для всего панка и новой волны еженедельнике “New Musical Express”, а также в не менее важном для всей рок-культуры магазине “Sex”, которым заправляли Малькольм МакЛарен и Вивьен Вествуд. Плюс участие в ранних, ещё любительских составах таких важных панк-групп, как The Clash и The Damned. Несомненные таланты Крисси на стыке лирики и модного панк-звучания быстро и безболезненно конвертировались в написание и запись в демо-виде практически всего материала, позже вошедшего в безымянный дебютный альбом (1980) The Pretenders, ну а там и до серьёзного контракта было рукой подать… Слишком просто? Но эта простота имела и обратную сторону: в 1982–1983 годах имя квартета не сходило со страниц рок-прессы по причинам совершенно немузыкальным: кончина от веществ гитариста Джеймса Хонемэна-Скотта и бас-гитариста Пита Фэрндона заставляла экспертов обмусоливать эту печальную историю раз за разом, и постоянно выдавать The Pretenders за эдаких бунтарей без причин и без царя в голове. Главное, как водится, журналисты упустили: к своему третьему альбому “Learning To Crawl” (1984) группа окончательно превратилась в сольный проект Крисси, как бы и с каким бы возмущением она все последующие годы не пыталась доказать обратное.

Что же касается панк-наследия, то о нём вспоминали, лишь когда у The Pretenders выходил очередной альбом. Какой панк? К середине 80-х группа выступила не только на уже упоминавшемся “Live Aid”, но и на не менее важном в западной системе рок-координат втором фестивале “US Festival” (1983) перед чуть ли не полумиллионом зрителей, а её синглы попадали даже в Top-10 еженедельника Billboard. Ершистый гитарный звук коллектива и несколько заполошный экологический активизм Крисси в 80-е не должен никого обманывать – The Pretenders на тот момент были одним из лиц «нового гитарного мэйнстрима», наряду с уже почти ставшими мегазвёздами U2 и незаслуженно забытыми ныне The Mission. Былой панк-протест, на который у группы до сих пор покупаются всё новые поколения журналистов, ужался до характерного, очень сухого гитарного звучания – так что определение «поп-протест» к концу 80-х не оскорбляло даже саму Крисси. Бесконечное же тасование Крисси аккомпанирующих музыкантов, упорно выступавших под именем The Pretenders, имело только одну цель – добиться в большинстве номеров очередного альбома того же звука электрогитар, что был у группы в 1980-м. Удавалось это не всегда, но даже пришествие гранжа не очень поколебало позиции Крисси и её команды, благо что все поющие и играющие гранж-феминистки 90-х видели в ней одну из свих важнейших ролевых моделей.

Аудиоклип к пьесе "Hate For Sale"

Тем более ко двору пришлись The Pretenders в 2010-е с их всевозрастающей модой на ретро-рок и, соответственно, как раз поп-протест в самом широком смысле слова. От внимания обозревателя не должно укрыться и то, что модный ныне состав Halestorm обрёл свой успех путём чёткого воспроизведения абсолютно всех музыкальных и аранжировочных форм The Pretenders. Словом, мир был готов к возвращению (впрочем, непонятной степени триумфальности) Крисси и её группы – и судя по восторженным отзывам, это возвращение состоялось буквально сегодня, с выходом в свет “Hate For Sale”. Кажется, триумф будет всё же нескромным.

Последние альбомы The Pretenders, “Break Up The Concrete” (2008) и “Alone” (2016) были чрезвычайно поносимы профильными СМИ за неудачное звучание и явные попытки группы превратиться в самопародию. Но сейчас, внимая “Hate For Sale”, ты задаёшься недоумённым вопросом: что, это о той же группе говорилось? Сейчас The Pretenders максимально похожи на самих себя образца первых двух альбомов (1980 и 1981) – можно сказать, что перед нами гаражный рок для стадионов, и нисколько не ошибиться. Создаётся впечатление, что музыкантам надоело почивать на несколько завядших лаврах, и Крисси, невзирая на свой статус и заслуги, в студии трудилась над материалом так же, как 40 лет назад. Конечно, безупречный гитарный звук – это не в последнюю очередь заслуга нынешней правой руки Крисси, Джеймса Уэлборна, да и возвращение в группу после неоднократных отсутствий её первого барабанщика Мартина Чэмберса сильно прибавило ретро-драйва. Но главное – песни хороши и, как принято выражаться теперь, «сфокусированы». Желанный многим протест можно расслушать в титульном номере, удачно открывающим альбом своим групповым фальстартом и столь же напористых пьесах “The Buzz” и “Turf Accountant Daddy”. Но “Hate For Sale” – ни в коем случае не альбом для молодых и модных, что бы и кто не говорил, и Крисси знает, кто составляет её основную аудиторию. Включение в альбом превосходных полубаллад “Lightning Man”, “Maybe Love Is In NYC” и неотразимого фактически соул-номера “You Can't Hurt A Fool” (название которого будто бы из 1950-х выбежало) однозначно говорит о нацеленности группы на взрослую и ответственную аудиторию. А чтобы никто не сомневался в более поп-, чем протестных настроениях The Pretenders образца 2020 года, венчает альбом превосходная фортепианная баллада “Crying In Public”, сделавшая бы честь любому хитмейкеру со стажем. Так что сердитые гитары и околообщественная акутальность всегда хороши, но поп-составляющая современных The Pretenders, частично идущая от опытов Крисси на её сольном альбоме “Valve Bone Woe” (2019), весит не менее, чем былые панк-протесты. Давно не доводилось слышать рок-альбомов из мэйнстрима, столь же сбалансированных, как “Hate For Sale”. А дальше уже надо не читать рецензию, а слушать эту работу самим.

Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •