Найти в Дзене
Vitaly Koissin

"Комиссар" Фламандского легиона

Привычное «лицо» бельгийского коллаборационизма времен Второй мировой войны – Леон Дегрель. Но он представлял валлонскую часть ультраправого движения. Вторая же часть – «Фламандский национальный союз» – и её главные лица известны гораздо меньше, и не в такой мере, так сказать, «прокляты» в исторической памяти бельгийцев.

Если памятник Леону Дегрелю или улицу его имени в Бельгии представить совершенно невозможно, то в честь одного из его фламандских «alter ego» названы аж 7-8 улиц! Вроде бы в прошлом году одну из них (кстати, в Бреендонке, где при немцах был печально известный концлагерь) бургомистр захотел было переименовать, но около 50% местного населения воспротивилось этому. А в городке Alveringem даже есть небольшой музей и стоит его бюст.

Речь идёт о священнике Сириле Версхаве (Cyriel Verschaeve). Родился он в 1874 году. Его идейный путь был похож на таковой у Дегреля: постепенное скатывание с консервативно-католических позиций и антикоммунизма в фашизм и далее сотрудничество с нацистами.

Хотя, в отличие от Леона Дегреля, Сирил Версхаве не закончил этот путь прямо службой в вермахте, но всё-таки агитировал за вербовку во «Фламандский легион» («Legion Flandern»), призывая соотечественников под знамя Ваффен-СС для борьбы с «безбожными большевиками». На эту борьбу немцы послали своих «расово чистых хиви» под Ленинград и на Волховский фронт. Результатом этой, мягко говоря, бессмыслицы были смерти и увечья нескольких тысяч фламандцев и, думаю, примерно такого же количества советских солдат. На какое-то время это затянуло блокаду Ленинграда и увеличило жертвы среди мирного населения.

Наверняка в 1942-43 годах Сирил Версхаве встречался с ранеными бойцами и отпускниками «Фламандского легиона», и вполне мог получить из первых рук правдивую информацию о войне на Востоке. Но, видимо, идеологическая пелена слишком сильно закрывала его глаза. Так что даже летом 1944 года он встречался с Гиммлером, тщетно пытаясь убедить этого эсэсовца-оккультиста в возможности примирения христианства и национал-социализма (и заодно продвигая интересы фламандских националистов).

Перед освобождением Бельгии в сентябре 1944 года Сирил Версхаве бежал из страны. Был заочно приговорён к расстрелу, укрылся в Австрии, до самой смерти в 1949 году не был выдан бельгийским властям и таким образом избежал высшей меры наказания. Под церковный запрет тоже не попал. В общем, легко отделался, в отличие от, например, схожего с ним по взглядам и делам аббата Норбера Валле (Norbert Wallez).

Надо сказать, что у него есть ещё одно отличие от Дегреля: Версхаве всё-таки оставил после себя и нечто «разумное, доброе, вечное». В своё время он был известным деятелем фламандской культуры: публицистом, поэтом, драматургом... Правда, не знаю насколько оригинальным и какое влияние оказал на современную культуру Фландрии? Интересно, есть ли какие-то его тексты в нынешних хрестоматиях и учебниках по истории литературы для фламандских средних школ и гимназий? Ставятся ли до сих пор его пьесы в бельгийских театрах? Или он теперь известен лишь в ультраправых кругах, благодаря своим политическим взглядам?

Кстати, в части бельгийских политических кругов его дело точно живёт и процветает. Местную ультраправую партию Vlaams Belang вполне можно считать наследницей «Фламандского национального союза». Среди видных членов партии есть даже дети тех, кто воевал во «Фламандском легионе»...

+ + +

Понравилась статья? - Ставьте лайк, берите ссылку к себе в соцсети и подписывайтесь на мой канал! :-) О военной истории я пишу часто, так что Вы увидете и другие интересные публикации...