Найти тему

Летун. Из гоночного комбинезона в военную форму.

А кому в каком виде больше нравится решайте сами.
А кому в каком виде больше нравится решайте сами.

Алиса оставь автомат!!! Да, он настоящий, как и солдатик у которого ты его вероломно забрала. Боец ты живой? Прости моего андроида, она АКМ до этого только на картинках видела. Да зачем ты его ломаешь? Фу! Бяка! Брось! Да не солдата, его поставь на ноги, а автомат.

Уууу..... И за что мне такие мучения.... Алиса, гости.

Приветствую посетители моего Анонимное Кафе Бензиноголовых. Сегодня мы с Вами в чистом поле и Алиса пока занята полевой кухней, поговорим о Летунах. И я не о тех которые летают на железных птичках, при всём моём уважении к пилотам. А о Летунах наземных. Итак полетели! То есть поехали.

Итак, 1 января, 2003-го года во французском городе Марсель стартует 25-й по счёту ралли-марафон Париж-Дакар. Официально именуется он как Telefonica Dakar 2003. Хотя ни через Париж, ни через Дакар маршрут не проходит.

Официальная карта ралли-марафона Париж-Дакар 2003.
Официальная карта ралли-марафона Париж-Дакар 2003.

Победитель в двухколёсном зачёте Ришар Сен на KTM 660 LC4, в четырёхколёсном экипаж номер 200 гонщик Хироши Масуока и штурман Андреас Шульц на Mitsubishi Pajero Evo, в грузовом экипаж номер 407 пилот Владимир Чагин, штурман Семён Якубов и механик Сергей Савостин на КамАЗ 4911. Да, на гоночных грузовиках экипаж из трёх человек, если вдруг кто не знал.

Небольшая нарезочка с той гонки. Честно стянуто с Youtube. Алиса, лови помидорки!

Летун, пока что в спортивном костюме.
Летун, пока что в спортивном костюме.

Сегодня как раз о нём и поговорим. Итак, что-же из себя представляет гоночный грузовик команды КамАЗ-Мастер модели 4911? Всё что будет написано ниже, также относится и к его серийной (точнее омологационной) версии получившей индекс 4911 Extreme. Это гоночный автомобиль который создавался не на основе серийной модели, пусть и очень серьёзно переделанной, а полностью с нуля. Простой обыватель увидит кабину КамАЗа, четыре больших колеса с внедорожными покрышками, жёсткий кунг с хвостиком спойлера (у серийного это просто тент) и куча спонсорских наклеек. Я же вижу титаническую инженерную работу конструкторов которые пробовали, ошибались и довели до совершенства эту машину. Да, я честно и искренне считаю что КамАЗ 4911 идеальный гоночный грузовик для ралли-рейдов. Но обо всём по порядку.

Сердце абсолютно любого гоночного автомобиля это двигатель. Как вам такое сердечко? Не каждое может похвастаться двумя турбинами. И таким замысловатым индексом 7Э846.
Сердце абсолютно любого гоночного автомобиля это двигатель. Как вам такое сердечко? Не каждое может похвастаться двумя турбинами. И таким замысловатым индексом 7Э846.

Большое (17.2 литра) и очень могучее. В гоночной версии оно развивает мощность от 850 до 900 лошадей. В гражданской "всего" 750. (Об этом чуть ниже) Свою родословную этот двигатель ведёт ещё с середины 70-х и изначально ставился на такие серьёзные штуки как БелАЗ. Потом побывал под капотами других серьёзных и тяжёлых штуковин. Одна из самых грозных это РТ-2ПМ2 Тополь-М. Запад до сих пор дрожит при слове Тополь.

У меня в походном положении пусковая установка больше чем твоя квартира.
У меня в походном положении пусковая установка больше чем твоя квартира.

Ничего необычного, просто Тополь запускают.... Цель хомячки с диванов.

Разложи гостям гречку с тушёнкой. И чаю не забудь. И мне тоже.

Алиса, а мне кашу? Лук себе оставь.
Алиса, а мне кашу? Лук себе оставь.

Итак, продолжим. Из-за того что двигатель родом из середины 70-х и изначально создавался под всякую большую и тяжёлую технику он получился очень тяговитым, очень мощным, очень надёжным, очень прожорливым и очень.... Тяжёлым. Камазовцы даже экспериментировали с другими двигателями на предшественниках 4911. Какие-то не вышли за пределы завода, а вот на КамАЗ 49251 на котором команда гонялась в 1995-1996-х годах ставился Cummins N14-500E на 520 кобыл. Правда этот эксперимент посчитали неудачным и на последующие модели начали ставить Ярославские дизели. И причина банальна, КамАЗовские движки свой ресурс форсировки исчерпали а Cummins оказался недостаточно мощным

Собственно, сам КаМАЗ 49251. Между прочим, центрально-моторная компоновка. Двигатель находится аккурат между мостами.
Собственно, сам КаМАЗ 49251. Между прочим, центрально-моторная компоновка. Двигатель находится аккурат между мостами.

Но как обычно первая "женитьба" Ярославского дизеля с гоночным КамАЗом была..... Как-бы так написать.... Очень........ Мощной.

Двигатель этот оказался настолько мощный, что не жуя съел немецкие (марки ZF) коробки, мосты, раздатки.
Двигатель этот оказался настолько мощный, что не жуя съел немецкие (марки ZF) коробки, мосты, раздатки.

Ну оно и немудрено. Просто огромный V12 на 25.8 литра с двумя турбинами выдавал 1050 (!!!) лошадей и более 3700 Нм. Сами КамАЗовцы не ожидали такого.

Что? Кто сказал Bugatti Chiron? Да я этого лягушатника одной брутальностью своего движка задавлю в асфальт.
Что? Кто сказал Bugatti Chiron? Да я этого лягушатника одной брутальностью своего движка задавлю в асфальт.

И да, хоть эти двигатели на самом ЯМЗ (как V8, так и V12) уже не производят, его производят на ТМЗ. Это Тутаевский Моторный Завод. Градообразующее между прочим предприятие. И если у тебя достаточно денюшек, есть куда поставить такое большое сердечко, (можешь обойтись V8, он меньше) есть желание, ты можешь этот двигатель попросту купить. Да, купить двигатель гоночного КамАЗа. За сколько? У них есть свои онлайн-продавцы. Спроси.

На определённые модели и по спец-заказу этот могучий двигатель ставился серийно. По моим источникам информации он ставился на КаМАЗы и на другую технику предназначенные для транспортировки тяжёлой техники и работы "в особо тяжёлых условиях эксплуатации".

Если вдруг кто не в курсе, но на гоночных КаМАЗах ещё с начала 90-х стоят коробки передач немецкой марки ZF. Нет, не потому-что "продались, на забугорных агрегатах ездиють!!!", а потому-что свои коробки просто были не предназначены на мощность за 500 лошадей. И если альтернатива двигателю нашлась отечественная, то вот альтернативы коробкам не было. Но справедливости ради хочу отметить, коробки не шли по спец-заказу, а ставились абсолютно серийные. Их попросту покупали напрямую. Гонщики не жаловались. Правда на агрегате с предыдущей картинки они разваливались из-за очень мощного двигателя. А потом их можно было заказать и на серийный КамАЗ.

С 1999-го ZF официально присутствует в России, у них есть представительство и завод в Санкт-Петербурге. Потом открыли завод в Москве, а с 2005-го у них совместное предприятие с КамАЗом. Там вам не только произведут необходимый вам агрегат, но и восстановят, отремонтируют и обслужат.

Теперь Летун получил к названию приставку Extreme и одел камуфляжный костюм.
Теперь Летун получил к названию приставку Extreme и одел камуфляжный костюм.

И у Летуна как раз стоит 16-ти ступенчатая коробка ZF, мосты ZF, и раздаточная коробка ZF. Всё российского производства. (Первые два года действительно на них ставились немецкие) Так что не надо мне тут кричать что-то вроде: Да там от КаМАЗа одна кабина, всё остальное от иномарки!!!! Тут забугорное только покрышки. Всё остальное своё, родное.

С 2002-го по 2015-го выпускалось 15 СуперКаМАЗов в год. Однако эта машина настолько редкая и дорогая (в 2002-м году её продавали за 200 тысяч долларов, спортивная за 250), что ВСЕГО на Европейской части России в различных военных частях конкретно в данный момент находится 6-10 штук. Возможно что в других регионах наберётся ещё штук 5. Машина кстати, принята на вооружение, и официальное назначение звучит так.... Алиса водки. Эх, хорошо пошла! И закусить.

Кхм-кхм. Автомобиль специальный, с колёсной формулой 4х4, предназначен для экстренной доставки грузов в труднодоступные районы по дорогам с осевой нагрузкой до 78 кН (8тс) а также по грунтовым дорогам и по пересечённой местности, в том числе для быстрого реагирования и проведения транспортных работ специального назначения с соответсвующей подготовкой заказчиком. По номенклатуре относится к ВДВ и ГРУ.

А теперь простым языком. Эта машина предназначена для того чтобы быстро приехать, загрузить\выгрузить нужный груз, и также быстро уехать на базу. Да и учитывая что, по сути это гоночный автомобиль, солдата-срочника за руль не посадят и гонять туда-сюда ОЧЕНЬ дорогую машину без острой необходимости никто не будет. Брони у машины никакой, и единственная защита это скорость.

Кстати о скорости.

КаМАЗ 4911 встретился простому обывателю на трассе. Как говорится, без комментариев.

Если кто думает, что агрегаты с гоночного грузовика достать невозможно, то вы ошибаетесь. Всё абсолютно серийное (речь про 4911) и спокойно покупается и друг с другом, и также спокойно агрегатируется. И если есть желание и настырность, то можно собрать своего покорителя пустыни. Ну или удивлять очередного обывателя.

Хм, если разбогатею, построить на базе 4911 автодом и поехать путешествовать по стране... Эх, мечты-мечты...

Согласно нынешнему регламенту FIA производители участвующие в грузовом зачёте грузовиков по ралли-рейдам обязаны произвести до 50 экземпляров в год. Вполне возможно что новый омологационный КаМАЗ засекречен военными, и именно поэтому мы о нём не знаем. А может у автора уже бред в голове потому-что у него пол-четвёртого утра и через два часа зазвенит будильник.

Вот правда с СуперКаМАЗом я бы познакомился поближе. Есть те кто сможет устроить встречу? Тогда новая статья будет написано благодаря Вам.

Не раз, и не два, слышал такое мнение, что у гоночного КамАЗа, от КамАЗа одна кабина и эмблема. Это не так. Во-первых, собирают их как корабли в Набережных Челнах наши инженеры, конструкторы и механики, гоняются на них наши парни. Да, есть запчасти иностранного производства, но их намного меньше чем думают те хомячки с диванов которые это говорят. На последних гоночные КамАЗах это двигатель Liebherr, раздатка австрийской фирмы Steyr и финские мосты Sisu. Всё собирается под требования КамАЗ-Мастер. Ну и покрышки Michelin. Всё! Да и у конкурентов та же абсолютно картина. Учитывая историю команды, думаю рано или поздно они появятся на серийных моделях. По-крайней мере, можно заказать двигатель Cummins. А на некоторые модели он ставится по-умолчанию. У них тоже совместное предприятие с КамАЗом.

И ещё, всё (почти) что сейчас ставится на гражданские КамАзы, (до того как Daimler купил контрольный пакет акций) тем или иным образом было испытано в пустыне.

До того как поехать покорять африканские пустыни КамАЗ пытался покорять кольцевые гонки. Не очень успешно. Даже форсированного двигателя до 480 лошадей было мало. У конкурентов тогда уже было за 700.
До того как поехать покорять африканские пустыни КамАЗ пытался покорять кольцевые гонки. Не очень успешно. Даже форсированного двигателя до 480 лошадей было мало. У конкурентов тогда уже было за 700.

Потом в руководстве АвтоЭкспорта решили что МАЗ для кольца, а КамАЗ для ралли-рейдов.

Однажды, автору получилось поработать маршалом перекрытия на ралли-рейде Баха Ростов. Если вам интересно, напишите в комментарии и я напишу отдельную статью про важность работы маршалов в автоспорте и что из себя представляет эта работа изнутри. Так вот, от джипов, багги, кроссоверов (Porsche Cayenne Turbo S в ралли-рейде сложно представить? Мне тоже. До тех пор) и Газелей с Газонами страшно не было. А вот когда из-за дерева выскакивает бело-синяя махина (одна из трех) глухо урча мощным дизелем и попискивая турбинами, ухает куда-то вниз (в этот момент хочется за деревом спрятаться, потому-что Б*%№ СТРАШНО!) и проехав поворот рядом с моей точкой в скольжении всех колес словно это не огромный грузовик, а какой-то... Mitsubishi Lancer Evolution, глухо урча мощным дизелем поднимается на пригорок за пару секунд оставив после себя лишь облако поднятой пыли. И я тогда стоял, слушал как отдаляется глухое урчание, и ни о чём не думал. Мыслей не было после такого зрелища.

Пока работал над статьей, заметил одну такую весьма занятную штуку. Ребята с Набережных Челнов всегда особо подчёркивали: гоночный КамАЗ это Русская машина, и пусть используются некоторые агрегаты и узлы иностранных марок, она всё равно остается Русской машиной . На этом и закончим наш разговор в нашем Анонимном Кафе Бензиноголовых.

Алиса, пошли на стрельбище, буду учить тебя обращаться с автоматом. Зачем за гостями убирать, чай не маленькие, да и мешки для мусора мы приготовили. Только полевую кухню прихвати. А то мало-ли, вдруг им трёх тарелок гречки с тушёнкой будет мало.

Мишень с другой стороны дорогая.
Мишень с другой стороны дорогая.

Вот тут кстати первый гоночный раллийный КамАЗ. По-сути, армейский 4310 подготовленный для гонок. Ну и турбину добавили слегка подняв мощность с 240 до 290 лошадок, но всё равно этого было мало. Тем не менее это не помешало команде занять 2 и 4 в личном, и 1 в командном зачёте обойдя многие иномарки. Вот теперь точно всё. А мы на стрельбище.