Всем известно, что игра занимает очень важное, если не центральное, место в период дошкольного детства, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки сотрудничества.
Рекомендации по проведению сюжетно-ролевых игр для родителей
- Активируйте словарный запас детей, заучивая и запоминая короткие стихи с ребенком, потёкши и читая различную литературу по теме любимых сюжетно-ролевых игр ребенка.
- Игра вместе с ребенком, даже 5 минут в день проведенных в игре с взрослыми, формирует у ребенка интерес к игровой деятельности.
- Выполняя любые домашние дела- уборку, готовку, проглаживание белья и т. п. подключайте ребенка к выполнению простейших поручений, т.к. в дальнейшем он будет воспроизводить эти действия в игре.
- Когда вы берете с собой ребенка в магазин, больницу, кинотеатр, парк детских развлечений и т.п. обращайте внимание ребенка на людей разных профессий - продавца продуктов, кассира, контроллера, доктора. После возвращения домой обсуждайте с ребенком увиденной и предложите обыграть любую запомнившуюся профессию.
- Игра всегда должна быть творческим процессом, никогда не заставляйте играть ребенка по принуждению, иначе ребенок может потерять интерес.
- Не забывайте о необходимых игрушках для проведения сюжетно-ролевых игр.
- Не забывайте хвалить ребенка во время игры и после нее т.к. это лучше всего стимулирует желание ребенка играть в дальнейшем.
- Сопереживайте чувствам детей в играх- умейте увидеть смешное в том, что кажется им смешным, грустить по поводу того, что кажется им грустным, и т.д.
- Если в семье несколько детей, то организация совместных игр, так же будет выступать средством развития межличностного общения.
Во что можно сыграть?
В условиях родного дома сюжетно-ролевые игры заиграют новыми красками, ведь именно дома есть все необходимое для ее проведения. Например, игры с бытовым сюжетом, такие как «Семья», «Большая стирка», «Праздники», помогут детям понять систему взрослых взаимоотношений, нормы поведения.
Закрепляем полученные знания
После посещения аптеки, вспомните с ребенком: кто стоял у кассы, вежливым ли был фармацевт, какие вежливые слова говорил, как обращался к вам. Побеседовав, предложите ребенку поиграть в «Аптеку», побуждайте ребенка к речи, больше спрашивайте его об организации игры, например, «В чем был одет фармацевт?» «Что он делал? Что входит в его обязанности» и т.д.
Вариаций таких игр множество, они могут определяться вашими совместными событиями, поход в магазин, в больницу, даже в детский сад.
Именно сюжетно-ролевая игра - один из лучших способов показать ребенку эффективные способы общения и разрешения детских проблем и конфликтов.
Для организации таких игр, необходимо несколько участников. Участниками игры «Вежливые слова» могут стать любые игрушки, которые есть у вас дома. Это могут быть мягкие зверюшки или человечки из конструктора, куклы, в общем, кто-то, способный обозначить живое существо. Сюжетов для игры может быть много, ведь вежливость нужна во многих ситуациях:
- при встрече со знакомым;
- при общении в садике;
- при посещении поликлиники;
- при походе в магазин, кино;
- при посещении театра;
- в транспорте;
- в гостях или при приеме гостей у себя;
- в ежедневном общении с близкими.
Проигрывание различных ситуаций, направленных на развитие культуры общения и правил поведения, закрепляют у детей полученные знания о них.
Если вы заметили, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же сюжетно-ролевую игру
например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.
Родители- пример для своих детей!
Показывая правильный пример ребенку, родители помогают ребенку овладеть навыками поведения и общения. Например, можно позвать в гости родственников, близких друзей, которых знает ребенок. На своем примере показывать ребенку как общаться со старшими, называть их по имени отчеству; как следует вести себя с другими людьми-дружелюбно, гостеприимно.