Когда мне на глаза попалась новость о том, что польская прокуратура хочет арестовать диспетчеров, дежуривших в аэропорту Смоленска в день крушения польского борта N1, первое, что мне пришло на ум - это выражение из польского же фильма «Ва-Банк». «Ухо от селёдки» - означает, примерно, то же самое, что и «дырка от бублика».
Казалось, расследование крушения самолета президента Леха Качиньского давно закончено. Все факты, включая записи переговоров пилотов с диспетчерами, прямо указывают на человеческий фактор - ошибку пилота, принявшего неверное решение в условиях плохой видимости.
Почему же сейчас этот вопрос снова на повестке дня у польского правительства? Может быть появились новые данные? Открылись новые обстоятельства? Нашлись новые свидетели?
Нет! Просто наши польские «партнёры» за десять лет так и не смирились с тем, что надо признать собственную вину. Ведь по старой западной традиции, там, где хоть как-то замешана Россия, всегда априори, известно кто виноват.
Первая польская комиссия по расследованию инцидента с бортом N1, во главе с Ежи Миллером (бывшим шефом МВД Польши), ещё в 2011 году пришла к выводу, что причина крушения состоит в ошибке экипажа, допустившего снижение ниже минимума в густом тумане.
Такой вывод не устроил польское правительство. Ему нужна другая «правда» - та, где, так или иначе, виноваты русские, а не польский экипаж.
Расследование второй комиссии затянулось: сложно найти чёрную кошку в темной комнате, особенно, если ее там нет.
И вот, летом этого года, на очередной волне русофобских настроений в Европе, поляки попытались «протолкнуть» версию о взрывчатке: якобы ее заложили в лайнер во время ремонта в России. Они даже сняли об этом фильм (Ну любят поляки снимать кино. Иногда даже неплохо получается: вот "Ва-Банк", например, рекомендую, если не смотрели).
Версия со взрывом ничем не подтверждается, на земле последствий взрыва обнаружено не было. Но польская комиссия "хорошо" поискала, и, якобы, обнаружила следы тротила на фрагментах фюзеляжа. Это подтвердили польская и английская "независимые" лаборатории.
При этом, польская сторона настойчиво требует передачи ей обломков лайнера (ничего не напоминает?) Если это случится, то будьте уверены, найдут все что захотят, и это хором подтвердят еще с десяток "независимых" лабораторий.
И вот, теперь, новый этап польского расследования. Спустя десять лет добрались до российских диспетчеров. Это при том, что записи переговоров с пилотами доступны всему миру уже с самых первых дней после катастрофы.
Наглость и беспринципность наших польских «партнеров», вообще, в последнее время зашкаливает. Чем больше нагнетается русофобия в Европе, тем более они ощущают свою безнаказанность и вседозволенность в отношении России. Пора переходить к более жесткой риторике и с нашей стороны. А пока - Ухо от селедки вам, панове. А не российских диспетчеров.