Найти тему

Курсантские полеты Л-29 (часть 2)

Ларинги

Из воспоминаний Олега Коневского, выпускника АВВАКУЛ-1982 года.

(взято из открытого источника сайта АВВАКУЛ)

Году так в 1984 обучали первокурсников на аэр. Сангачалах на самолётах Л-29. Курсанты попались неплохие, я бы сказал хорошие. Весёлые простые парни. Однако у каждого свой характер и способность к обучению. В наше 1-е звено наряду с остальными попал курсант Гагик Григорян, хороший такой видный армянин. Вежливый, культурный, улыбчивый, спокойный как танк, сразу видно из интеллигентной семьи. Единственным не то что бы недостатком, а скорее особенностью его было слабовастенькое знание русского языка и особенно произношения. Говорил он медленно, подбирая слова, с большим акцентом, и как обычно был не многословен. Мне кажется в уме он строил предложение на армянском, второй раз в уме его переводил на русский и озвучивал. И наоборот, прослушав русский язык переводил его на армянский и только тогда понимал смысл. И к тому же не совсем обладал необходимой лётчиской реакцией. А так, повторюсь, неплохой парень. И попал он в экипаж к Володьке Кузнецову, выпускнику 83 года, любителю творчества В.С. Высоцкого, и то же, как на грех, спокойному и немногословному.

В процессе наземной подготовки при изучении радиообмена выяснилось, что Гагик его слабо знает, и, соответственно, этому было уделено повышенное внимание, после которого Володька Кузнецов разговаривал со мной с армянским акцентом.

летчик-инструктор Жигалов Евгений Павлович, выпускник БВВАУЛ-1975 года.
летчик-инструктор Жигалов Евгений Павлович, выпускник БВВАУЛ-1975 года.

Наверняка знаете, что у каждого лётчика и курсанта были шлемофон, кислородная маска и ларингофоны, в просторечии ларинги. Лето в Азербайджане сами знаете очень жаркое и лётный состав имел привычку потеть всеми местами, особенно в самолёте при ожидании команды на запуск. Потел и Гагик. Он потел головой и шеей.

летчик-инструктор Сягаев А. Н. , выпускник АВВАКУЛ-1976 года
летчик-инструктор Сягаев А. Н. , выпускник АВВАКУЛ-1976 года

От пота угольный порошок, находящийся в ларингах увлажнялся, сбивался в комочки и терял свои сыпучие и разговорные свойства. И пилот оставался безголосым. Лекарство от этого было. Нужно было снять ларинги и постучать ими, обо что нибудь твёрдое, в задней кабине это был воздушный коллектор обдува фонаря, а в передней, козырёк приборной доски или то же коллектор. Порошок встряхивался и ларинги становились работоспособными.

Был обычный вывозной полёт. Гагик запросил у руководителя полётов (РП) запуск, далее:

- 434, вирюлить. (с акцентом)

- РП, 434, вирюливайте (с акцентом)

Ну и порулили они на взлётную.

- 434, взлёт(это чётко без акцента, по-моему единственное слово)

- РП, 434, взлетайте, пятая зона

- понияль, пиятая (может чуть преувеличиваю).

За 4 минуты полёта Гагик так вспотел, что ларинги заклинило!!!

А если занял зону и готов выполнять задание надо ж доложить РП. Надо то надо, но нечем. Инструктор Гагику по СПУ (самолётное переговорное устройство):

- докладывай

Гагик добросовестно нажимает нужную кнопку и докладывает:

- 434, пятую занял, высота 4, задание.

Щелчок в эфире слышен и больше ничего. Инструктор Гагику по СПУ уже громко:

- докладывай!!!!

Щелчок и ничего.

- РП, 434, зону занял?

Гагик слышит и докладывает:

- 434, пятую занял, высота 4, задание. Но его-то никто не слышит. И Гагик растерялся….

РП, - 430?

Кузнецов докладывает за Гагика:

-434, пятую занял, высота 4, задание. РП,- выполняйте.

Володька по СПУ: - что молчишь?, не докладываешь? Давай вираж вправо крен 30.

Да не влево, а вправо! Ты меня слышишь?... И тут до Володьки доходит, что у Григоряна не работаю ларинги. Что делать? Он говорит по СПУ:

- сними ларинги и постучи ими по приборной доске.

Гагик поворачивает голову и смотрит на инструктора левым глазом, выказывая крайнее удивление.

Спокойный Кузнецов:

-Григорян!....... Сними свои ларинги и дай мне их сюда.

Курсант снимает ларинги и подаёт их Кузнецову через окошко в перегородке кабин для управления шторкой, а Кузнецов свои передает Григоряну. Григорян цепляет их и становится говорящим, а Кузнецов немым. Ситуация парадоксальная: курсант может говорить, но по растерянности не знает что, а инструктор знает, но не может. А ещё же и задание надо выполнять.

Инструктор начинает стучать ларингами Гагика по коллектору, в надежде восстановить их работоспособность, но Гагик оборачивается и, втянув голову в плечи, испуганно говорит по СПУ:

- товарьищ лейтьенант, там кто-то стучит.

А Володька то ответить не может! Гагик отворачивается, Кузнецов продолжает стучать. Ситуация повторяется:

- товарьищ лейтьенант, там кто-то стучит.

И тут Володька в сердцах как заорёт на всю кабину:

- ну открой ему раз он стучит!!!

И что вы думаете? Правильно, Гагик потянулся рукой к ручке открытия фонаря!

Кузнецов мне потом рассказывал:- я думал, что он его откроет, поэтому как заору во весь голос, руки вверх, стрелять буду!!!

Так и просидел Григорян с поднятыми руками до самой посадки. А постукивание дало свой результат и Кузнецов смог вести радиообмен. Курсант Григорян в дальнейшем не проявил достаточных для лётной работы способностей и был отчислен из училища. Так что можно сказать Володька Кузнецов ему жизнь спас.

А вы говорите, ларинги…. В авиации не бывает мелочей.

Подписывайтесь на мой канал. Буду вам очень благодарен.

Спасибо всем, если поставите значок понравилось.