Найти тему
Владимир Cloud

Мировоззрение : сущность, структура и функции

Философские вопросы сосредоточены в двух основных аспектах, потому что в процессе истории существования человечества философия проявляется в первую очередь в двух главных функциях, имеющих значение для человека: 1) мировоззренческая функция, которая направлена на осознание предельных оснований человеческого бытия, его смысла и цели и 2) методологическая функция, которая выявляет основные законы познания мира.

Философию можно рассматривать как мировоззренческое знание. Тем не менее, по своему объему и содержанию данные понятия не совпадают друг с другом. Так понятие мировоззрение шире, чем понятие философия. Так как философия является одним из сложившихся исторически типов мировоззрения. Наряду с философским типом мировоззрения существуют такие типы мировоззрения как мифологическое и религиозное мировоззрение. Данные исторические типы мировоззрения хронологически предшествовали философскому типу мировоззрения.

Философский тип мировоззрения в отличии от мифологического и религиозного типов мировоззрений отличается высоким уровнем рациональности, систематичностью и теоретическим уровнем рассмотрения проблем. Тем не менее в той или иной степенью рациональности обладает. в первую очередь, религиозный тип мировоззрения и мифологический тип мировоззрения.

С точки зрения идей философское мировоззрение включает в себя такие этапы как космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм, которые прослеживаются в истории философской мысли. Тем не менее. Они сосуществую в том или ином виде не только диахронически, но и синхронически. Космоцентризм характерен для античного периода развития философской мысли. Его основой является познание мира природы, до определенного периода времени существовала натурфилософия, предметом изучения которой является природный мир, его основания и закономерности. Для космоцентризма характерно циклическое понимание природы мира, древняя философия Греции и Востока возводила зависимость сущего от Космоса. Теоцентризм как этап философского мировоззрения характерен для эпохи Средневековья, в его основе лежит высшая сущность – Бог. Антропоцентризм как один из этапов философского мировоззрения, характерен для эпохи Ренессанса, актуальным является для современной философии.

Понятие мировоззрения, его структура и его функции

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира – это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественно-научную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания.

С помощью мировоззрения человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение – это комплексное воззрение о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным и иррациональным. Мировоззрение – способ построения картины мира.

Картина мира – это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина мира является исходным пунктом и результатом деятельности мировоззрения.

Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена объективными обстоятельствами.

Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивнее становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле. Будучи важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.

Регулятивно-оценочная функция мировоззрения сводится к ориентирам в целеполагании жизненных смыслов. Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.

Основной структурообразующий элемент мировоззрения – вопросы, которые возникают перед человеком вместе с началом его сознательной жизни.

Центральная проблема мировоззрения – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят ответы на другие мировоззренческие вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

Для человеческого существа, которое обладает атрибутивным свойством мышления важно усваивать навыки выживания в мире, котором он появляется. Человек является адаптивным существом и одновременно с этим адаптирующим существом. Изначально, вступая во взаимоотношения с миром, человек адаптирует, его, делает лучшими условия своего существования в мире. Этим путем происходит формирование человеческой личности. В результате этих процессов человек познает мир, у него формируется представление о законах мироздания.

Таким образом, формируется некие жизненные смыслы, которые для человека, возможно, станут спасением. Как в историческом понимании, так и в современном понимании вопрос о смысле жизни затрагивает каждое мыслящее существо, желающее понять и по­знать себя, свое предназначение и место в этом мире.

Мировоззрение является способом познания мира, которое основывается на базе различного рода знаний, научных, технических и гуманитарных. На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили вопрос об источнике мировоззренческих знаний, критерии их истинности. Мировоззрение как философская проблема была сформулирована немецким мыслителем Иммануилом Кантом в 18-ом столетии. пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, «как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком»[1].

В современной философской литературе мировоззрение понимается как «система взглядов на мир и место, которое занимает человек в мире, на отношения взаимодействия между человеком и миром, его идеалы, ценности, убеждения»[2].

Мировоззрение аккумулирует в себе самые разные знания о мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его особенностью является то, что в нем перманентно происходит переосмысление различных типов отношения «человек – мир».

В мировоззрении посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений «человек – мир», которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. Однако различие в отношениях «человек – мир» и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, то есть разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные по отношению друг с другом реальности.

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия – это деятельность, имеется такая точка зрения. Но вместе с тем она может быть рассмотрена через познавательный процесс и соответствующий ему объект. При таком подходе мировоззрение принято делить на обыденное и теоретическое мировоззрение. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах рационального познания как понятия, концепции, теории, гипотезы.

Таким образом, мировоззрение включает в себе осмысление мира, преобразование мира согласно определенным взглядам, которые включают идеалы, нормы, ценности. Различают теоретический уровень мировоззрения и эмпирический (обыденный) уровень мировоззрения. Теоретический уровень приближается к научному пониманию мира. Эмпирический уровень относится к области здравого смысла. В мировоззрении посредством различных форм познания раскрывается система отношений «человек – мир», которые называются духовно-практическими. В структуру мировоззрения входят: знания, ценности, идеалы, убеждения. Носителями мировоззрения выступают: отдельная личность, социальная группа, общество в целом, человечество в ту или иную эпоху.

[1] Кант И. Критика практического разума. Под ред. Федорова А. С. СПб: Петрополис, 2011. С. 234

[2] Горохова Е.П. Философия как мировоззрение и ее роль в современном мире. Екатеринбург: Аспект+, 2010. С.89

Исторические типы мировоззрения

Истоки философского мировоззрения следует искать в мифологическом и религиозном мировоззрениях. Мифологическое мировоззрение является одним из первых исторически сложившихся представлений и возникает на этапе становления человеческого общества. Это мировоззрение свойственно раннему этапу становления социума. Для мифологического мировоззрения характерны антропоморфные черты. Они проявляются в наделении природы одухотворенными чертами. На них переносятся духовные и телесные свойства человека. Нехватка знаний о объективном мире дополняется в мифологическом мировоззрении воображением. Другой важной чертой мифологического мировоззрения является генетическое объяснение природы мира, также происхождения рода, различных явлений социально и природного порядка. Мифологическое мировоззрение объясняет появление человеческого общества через общего предка. Основные исторические формы мифологического мировоззрения – тотемизм и анимизм, то есть происхождения рода от какого-либо мифического существа или животного.

Таким образом, мифологическое мировоззрение - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифы являются одним из способов сохранения и передачи опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Другим историческим типом мировоззрения является религия. Религия отличается от мифологии тем, что осваивает действительность другим путем. Для мифологического мировоззрения характерно синкретическое понимание действительности. Это создавало предпосылку для возникновения переплетения познавательного, художественного и оценочного освоения действительности. Религиозное мировоззрение более рациональное, религиозные образы носят явную регулятивную функцию.

Неотъемлемой чертой религиозных представлений является догматический характер их существования, их постоянством и трансляцией во времени. Тем не менее, религиозные представления достаточно иррациональны, в основании иррационализма лежит феномен веры. Религиозное мировоззрение являет собой духовную составляющую, которая вытесняет мифологические представления об общей родственной взаимосвязи. Согласно религиозному мировоззрению все создано и существует по воле Бога. Миром правит божественный закон. В религиозном мировоззрении развит культ – почитание различных сакральных предметов, то, что относится к области священного, сверхъестественного, а, также, молитвы – общение с высшим существом, жертвоприношения и другие культовые действия. Ритуал – это устойчивый порядок культовых действий. «Социальным следствием религиозного мировоззрения стало создание новых общностей – народов и нации, которые стали объединятся по надплеменному критерию».[3]

Религиозное мировоззрение имеет и на сегодняшний день большое распространение в мире. В частности, религиозное мировоззрение представлено такими мировыми религиями, по количеству верующих, как христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Достаточно убедительно, происхождение этих типов мировоззрения объясняется практически отношением человека к миру, а, именно, преодоление враждебного отношения к себе окружающей среды.

Таким образом, религиозное мировоззрение более рационально, религиозные образы носят явную регулятивную функцию. Неотъемлемой чертой религиозных представлений является догматический характер их существования, их постоянство и трансляция во времени и пространстве. Тем не менее, религиозные представления достаточно иррациональны, в основании иррационализма лежит феномен веры.

Философия как мировоззренческий тип постижения мира это, в первую очередь, теоретическая деятельность. Мыслительный процесс, который начинается с вопросов о мире. В основе этого лежит потребность в самоопределении. Аристотель полагал, что философия начинается с удивления. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического мировоззрения критическим отношением к миру и рациональностью. Предметом философии являются предельные основания мира. Философия начинается с вопросов. Философия рассматривает вечные вопросы, которые являются актуальные во все исторические периоды, в этом смысле она носит проблемный характер. Немецкий мыслитель Хайдеггер утверждал, что «философия есть вопрошание». Вопрос есть не что иное, как парадоксальное знание о своем незнании. Сократ говорил «я знаю, что я ничего не знаю» и в то же время «познай самого себя», что означало «познай свое собственное незнание».

Один из аспектов философии обнаружение нового знания, обозначение границ человеческого познания. Философия является инструментом для различных наук, она помогает формировать новые научные области, расширяя тем самым границы человеческого познания, также помогает формировать категориально-научный аппарат. Философия осмысляет научную картину мира, позволяя лучше понять и включать в научную картину мира результаты, полученные как в естественно-научной области, так и гуманитарной сфере наук. Это касается развития новых технологий. Важна история философии как архив идей. В первую очередь касательно проблемы человека. Из истории философии можно почерпнуть различные образы человека, можно сказать некоторые модели поведения человека. История философии также позволяет переосмыслять философский опыт различных эпох, таким образом можно получить новое знание, связанное с человеком. К примеру, сформировать образ человека, который связан с современностью. Понять лучше проблемы современности, исследуя культуры предшествующих эпох, занимаясь анализом предшествующей критики культур, которые представлены, например, работами Шпенглера, Хейзинги, Тойнби и других исследователей.

Для общества философия может выполнять регулятивную функцию, т.е. выполнять роль посредника при решении каких-либо политических проблем, проблем, связанных с религиозной сферой, с культурным самоопределением. занята выявлением неопределенных зон, т. е. обозначением границ человеческого знания и очерчиванием области неизвестного. Выявляя и фиксируя проблемы, философия не решает их в корне, а как бы поставляет тем самым материал для работы других наук.

Таким образом, несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов имеется своя специфика, но в них имеется и общее – предельные основания, всеобщность и «вечность» вопросов в системе «мир – человек». Основными разделами философии являются онтология, гносеология, аксиология. В поле которых рассматриваются проблемы познания, истины; проблемы статуса реальности и ценности. Религиозное мировоззрение более рационально, религиозные образы носят явную регулятивную функцию. Неотъемлемой чертой религиозных представлений является догматический характер их существования, их постоянство и трансляция во времени и пространстве. Тем не менее, религиозные представления достаточно иррациональны, в основании иррационализма лежит феномен веры. Мифологическое мировоззрение - это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. Мифы являются одним из способов сохранения и передачи опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

[3] Федоров М.А. Мировоззрение // Философский словарь / под общ. ред. И.В. Фролова. - М.: Современник, 2009. С.178

Понятие философского мировоззрения

Философия – это, в первую очередь, теоретическое видение мира. От религиозного и мифологического мировоззрения философия отличается тем, что обладает рациональность, наукообразностью. От научного мировоззрения отличается тем, что представляет собой обобщение мира в целом и места человека в мире.

Для философского мировоззрения характерен активный познающий субъект, который осмысляет самого себя, рефлексирует над своим образом жизни и миром с которым он находится в состоянии взаимодействия. В целом философское мировоззрение – это совокупность теоретических взглядов на человека, на мир и отношения человека к миру. «Философское мировоззрение предельно широко, оно позволяет выявлять ценности и руководствоваться в своей деятельности».

Для философского мировоззрения характерна рационально-понятийное форма восприятия мира в отличии от мифологического и религиозного мировоззрения, для которого характерны эмоционально-образные представления. Для философии характерны общие понятия, категории, а не образы. Также характерной чертой философского мировоззрения является доказательность как одна из черт рационального мышления. Мир рассматривается как некая упорядоченная система. Это рефлексивный тип мировоззрения, то есть такой при котором имеются размышления над собственными представлениями.

Философии присуще свободное выражение мыслей, для нее характерно сомнение в отличии от религии, которая принимает догматы на веру. Философия ставит под сомнение предельные основания мира, включая само его существование. Формирование философского мировоззрения шло в диалоге, некой борьбе с мифологическим и религиозным мировоззрением. Как творческая и рациональная попытка осмысления мира, которая основывается на глубоком теоретическом рассмотрении его сущностных черт. Помимо того, компонентами философского мировоззрения являются научно-теоретическое философское знание, ценностная ориентация, духовная практика.

В сравнении с мировоззрением философия более предметна, богаче содержанием исследуемого материала. Она ищет теоретические обоснования с высокой степенью рациональной доказательности, в отличии от мировоззрения, которое, по преимуществу, основывается на здравом смысле.

Мировоззрение характерно для отдельного человека, философское мировоззрение более обще оно принадлежит группам профессиональных философов, а, также, охватывает достижения в области различных культур, в первую очередь, в ценностном восприятии.

Философия – мировоззренческая форма сознания, однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть упорядоченные, но, тем не менее, фантастические представления об окружающем мире и о себе самом.

Философия связана с вечностью. В этом смысле она далеко отстоит от массового сознания, тем не менее, она охватывает историческое сознание. Философия это не только чисто абстрактный вид деятельности, но и духовно-практический компонент сознания. Он представляет собой ценностно-ориентирующий тип сознания в целом, то есть философского мировоззрения

Мировоззрение характеризует отношение к миру в целом. Философия больше творчески подходит к осмыслению мира в целом. Она идейно богаче мировоззрения. Мировоззрение традиционно понимается как система взглядов на мир в целом. Для философии имеет значение выведение человека из мира обыденного сознания к другим ценностям, более высоким, расширение горизонта обыденного сознания.

Сходство научного и философского мировоззрения основывается на таких важных функциях как интеграция возможных знаний, открытие закономерностей, создание прогнозов на будущее развитие, оценка событий, выдвижение гипотез и формирование теорий.

Философская мысль формирует принципы исходя из практической деятельности, накапливает опыт, занимается в некотором смысле проверкой на рациональное допущения тех или иных принципов действия.

Философия помогает науке понять мир целиком, и строить частным наукам свои теории, исходя уже из более связанной и цельной картины мироустройства. Таким образом, философия осуществляет универсализацию, синтез знаний. Она помогает выявлять парадоксы и противоречия в области междисциплинарного знания, таким образом, осуществляя коррекцию научного процесса.

В истории философской мысли имеется проблема предметного самоопределения, в том числе связанная с характеристикой философии как мировоззрения. М.С. Каган полагает, «что в середине прошлого века в истории философии наметился перелом, последствия которого сказались на самом ее существовании как особой «формы общественного сознания», говоря традиционным для отечественной философии языком речь идет о разрыве наиболее влиятельных мыслителей, начиная с Кьеркегора и Ницше».

До Ницше философия понималась как воззрение на мир, то есть целостность бытия, данному человеку в его опыте и мыслимом им за пределами опыта, а значит включающий понимание самого человека как мыслящего об этом мире уникального существа.

Однако в этом же веке философия стала третировать само стремление классиков философской мысли к универсалистскому системосозданию. Такая позиция проистекала, с одной стороны, из самих устоев позитивистского мышления, порожденного бурным научно-техническим прогрессом и завоевавшего все больший авторитет в сциентисткой и прагматически ориентированной культуре Запада, а с другой, из субъективистских принципов самой философии, отражавших индивидуалистический тип человека и вытеснявших их объективистский субстанциализм. Перемещение фокуса философского умозрения с объективного мира на внутренний мир личности самого философа, который выступал уже не как трансцендентальный субъект познания бытия, а как самовыражающееся «Я», это сближало философию с поэтической публицистикой.

Таким образом, имеется некоторое различие в специфике философского мировоззрения в ракурсе рационального и иррационального познания, различной субъект-объектной ориентации, ориентация на универсализм и трансцендентальный субъект или ориентация на эмпирическое я, на более частные стороны мира. Нужно учитывать эту специфику философского мировоззрения.

Как отмечает Е.П. Горохова в работе «Философия как мировоззрение и ее роль в современном мире» «с самого начала появления философии и до наших дней идут споры по поводу того, что же такое философия: наука или мировоззрение?» Философия не просто мировоззрение, это мировоззрение, которое претендует на научный статус.

Как отмечает Н.Д. Кокорина в работе «Философия как наука и мировоззрение: к вопросу о пацифизме в немецком и русском неокантианстве»: «В независимости философии от мировоззренческих установок видели неокантианцы условие объективности и вообще научности философского знания. Для русских религиозных мыслителей философия по преимуществу представлялась именно как мировоззрение».

Таким образом, имеется некоторая национальная окраска философского мировоззрения. В данном случае этот предмет научного спора. В случае с русской религиозной философии имеется прямая связь философского мировоззрения с религиозным мировоззрением. Можно сказать, что чем больше самобытности в философии, чем она является менее научной, соответственно, в силу порядка образования новых понятий и закономерностей.

Для философского мировоззрения основной чертой является критическое осмысление мира, это не религиозная догма, но идея или система идей, которая подвергается перманентной критики со стороны других философских точек зрения или наоборот поддерживается, развивается единомышленниками.

В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся мировоззренческие идеи и принципы, выраженные системой универсалий культуры - представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и справедливости, которые перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности. В такие эпохи традиционные жизненные смыслы уже не позволяют найти ответ на новые исторические вызовы. Традиция перестает обеспечивать отбор и трансляцию социального опыта, становится неясным, что сохранить и что отбросить из опыта предыдущих поколений.

Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Философия выражала появившуюся потребность в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятийно-категориального аппарата. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, имеет дело с научными фактами, это опора на данные конкретных наук.

Мифологическое и религиозное мировоззрение – это коллективное сознание. Философия же возникает тогда, когда появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления, философия более личностна, чем мифологическое и религиозное мировоззрение. В этом смысле каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельное мышление. Цель теоретической философии, представленной в ее истории, – расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима. Философия и религия являются близкими по ряду оснований: они близки по предмету отражения. И та, и другая направлены на поиски смысла бытия, выражают потребности в гармонизации отношений. Они близки по форме отражения. Они обе – духовное отношение человека к действительности, выраженное в наиболее общей, абсолютной форме, ибо и Бог, и философия – определенные предметы. Они близки и тем, что это ценностные формы духовной деятельности.

Религия ориентирует человека на безусловную веру. Философия направляет на разум, на сомнение, на свою собственную позицию, а не только на позицию, пусть и признанных, авторитетов. Религия посредством Бога претендует на абсолютную истину. Философия подходит к этому вопросу скептичнее, предоставляет выбор позиций. Религия говорит о спасении души в потустороннем мире. Религия, хотя и постулирует свободу воли человека, все же ограничивает ее рамками соотношения с Богом, поэтому, так или иначе, в религиозном сознании присутствует элемент страха, подчиненности. Философия полностью опирается на свободу человеческой личности.

Таким образом, имеется некоторое различие в специфике философского мировоззрения в ракурсе рационального и иррационального познания, различной субъект-объектной ориентации, ориентация на универсализм и трансцендентальный субъект или ориентация на эмпирическое я, на более частные стороны мира. В случае с русской религиозной философии имеется прямая связь философского мировоззрения с религиозным мировоззрением. Можно сказать, что чем больше самобытности в философии, чем она является менее научной, соответственно, в силу порядка образования новых понятий и закономерностей.