Найти тему
Гаврилины сказы

ПРОКЛЯТЬЕ ПРИЗРАКА

Кайдан, как и любой другой жанр, имеет свои характерные признаки. Так, в японских сверхъестественных историях практически всегда призраки фигурируют наравне с живыми, присутствуют непременные мотивы мести, кармы, ну и, разумеется, мораль.

В качестве примера я поведаю сегодня историю из средневековой книги "Хёрай. Сказания о вещах, не совсем обычных", разумеется, в моём вольном пересказе.

Один из сюжетов кайдана. Фото из открытых источников
Один из сюжетов кайдана. Фото из открытых источников

 Итак, некий дзенский священник по имени Мусо Кокуши, путешествуя по своим делам в провинции Мино, сбился с пути. Дорога привела его высоко в горы, и затерялась среди камней. Между тем смеркалось, и Мусо вынужден был задуматься над тем, в каких условиях ему предстоит провести сегодняшнюю ночь. Оглядев окрестности, священник заприметил на близлежащем холме жилище отшельника, и решил напроситься на ночлег. Навстречу Мусо вышел омерзительный вонючий старик, и ответил на просьбы о ночлеге ужасными проклятиями. Впрочем, немного поутихнув, неприятный старикашка указал священнику путь к близлежащей деревне, где тот мог бы попросить о приюте.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Удивлённый такой отповедью, Мусо покинул отшельника, и вскоре действительно набрёл на деревню, где в тот момент происходила подготовка к погребению местного старейшины. На просьбу о ночлеге сын покойного главы деревни сообщил, что с радостью предоставит измученному путнику кров, но исключительно на страх и риск дзенского священника. Объяснил молодой человек это тем, что в поселении принято в ночь похорон покидать свои дома, и уходить с ночёвкой в лес во избежание неведомой беды. Поскольку перспектива провести ночь на холодной земле с пустым желудком не прельщала Мусо, он решил остаться в деревне, в то время, как остальные жители в спешном порядке покинули населённый пункт.

Из открытых источников
Из открытых источников

Священник решил провести над покойником дзенские обряды, и это заняло некоторое время. По окончании молитв, Мусо сел и погрузился в задумчивость, из которой его вывело вот что: глубоко за полночь у ложа мертвеца явился чёрный призрак, который набросился на мёртвое тело старейшины, и сожрал его без остатка, а заодно - и все блюда поминальной трапезы. Священника он тронуть не посмел, и окончив жуткое пиршество, исчез в тумане. 

Утром из леса вернулись жители деревни, и Мусо поведал им о ночном приключении. Местные не выказали никакого удивления по поводу явившегося ночного гостя, они заявили дзенскому священнику, что подобное происходит каждый раз, когда кто-то умрёт. - А разве святой отшельник, который живёт в хижине неподалёку, не совершает ритуал погребения над вашими мертвецами? - удивлённо спросил Мусо.

Жители на это ответствовали, что никакой хижины и никакого святого здесь отродясь не было. 

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

Решив разобраться в ситуации, священник отправился обратно на холм, где увидел хибару отшельника, и вчерашнего вонючего старика, принявшегося рыдать и просить прощения. Старик сквозь слёзы рассказал Мусо вот что: в незапамятные времена он сам был священником в этих местах, но погряз в мздоимстве, требуя большую плату едой и деньгами с нищих обитателей деревни за отправление ритуалов. За это после смерти он был проклят и превратился в пожирателя мертвецов - призрака, называемого Йикининки. Прошедшей ночью Мусо застал старика в образе духа как раз в процессе исполнения древнего проклятья. Старец принялся умолять дзенского священника прочесть Сегаки - особую молитву для изгнания демонов. Как только Мусо Кокуши закончил чтение, старик с облегчённым вздохом исчез, а священник обнаружил себя стоящим посреди заросшей дикими травами луговины, у позеленевшего от времени надгробного камня.