Эксперт в области искусства и психолог делают обзор на всемирно известные картины.
Зарина Асфари, искусствовед и автор канала про искусство в «Яндекс.Дзене», и Анна Погребняк, практический психолог и автор канала про психологию, прокомментировали шедевры мировой живописи.
Специалисты рассказали про неочевидные детали картин, диагнозы известных художников и психологические состояния авторов в период написания.
Сальвадор Дали, «Юная девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов своего целомудрия»
Искусствовед: Сальвадор Дали — мастер сталкивать взаимоисключающие понятия и находить на их пересечении третий смысл. В своих картинах художник часто оставлял поиск смыслов на откуп зрителю. В основу «Юной девственницы» легла фотография из эротического журнала и страсть Сальвадора к носорожьим рогам и женским ягодицам.
Рог носорога художнику подарили незадолго до рождения картины. Образ рогов художник использовал и в других произведениях, среди которых: «Микрофизическая Мадонна» (1954), «Максимальная скорость Мадонны Рафаэля» (1954) и другие. Дали находил его мистическое присутствие в старых работах, заявлял, что форма носорожьего рога лежит в основе любой формы, и сравнивал рог с логарифмической кривой.
По словам художника, эротическая фотография стала прототипом для создания одной из его самых целомудренных картин. Дали был убеждён, что рог носорога восходит к рогу единорога — символу непорочности.
Тем не менее, в 2003 году на аукционе Sotheby’s в Лондоне журнал Playboy разглядел эротическое содержание и купил картину. Ныне она находится в частной коллекции.
Психолог: Избыточный символизм картины может свидетельствовать об особенностях, характерных для психического расстройства и нарушений мышления. Например, шизофрении.
Выражая свои мысли, больные шизофренией используют собственные образы, которые могут быть непонятны окружающим. Дали умел искусно заменять содержание символами. Здесь, например, полупрозрачный силуэт девушки закрывают пирамиды, символизирующие пенисы. И хоть Дали называл их рогами, но фантазия зрителя с психологической точки зрения вырисовывает новый смысл.
Сальвадор Дали не страдал психическим расстройством, но был весьма эксцентричным творцом. Складывается впечатление, что художник умело подражал мышлению человека, больному шизофренией, и намеренно имитировал болезненное поведение.
На это указывает его подход к работе: художник тщательно прорабатывал детали, продумывал сюжеты картин, пытался вносить в них смысл, оставлял зрителю пространство для предположений. В творчестве настоящего больного, как правило, никакого смысла нет.
Амедео Модильяни, «Беатрис Гастингс»
Искусствовед: Образ, созданный Амедео Модильяни, противоречив, как и сама Беатрис: спокойная, но пугающая, домашняя и уютная женщина в демоническом свете — будто смотрит на огонь, в котором горят рукописи или враги.
Возлюбленная Амедео была на пять лет старше художника, занималась литературной критикой, крутилась в богемных кругах и была бисексуалкой. С ней художник познакомился в кафе «Ротонда». Там же ранее он встретил Анну Ахматову.
Беатрис выросла в Африке, успела поработать в цирке, пела сопрано и басом. Неудивительно, что роман с такой женщиной пришёлся на самый безумный период в жизни Модильяни: он курил гашиш, пил. В пылу ссоры возлюбленные могли даже подраться.
Психолог: Модильяни никогда не лечился в психиатрических клиниках и не наблюдался у специалистов. Зато страдал от очевидного алкоголизма и наркомании.
На протяжении жизни художник успел переболеть несколькими серьёзными заболеваниями: плеврит, тиф, туберкулёз. Многие из них поражают головной мозг, что впоследствии влияет на творчество художника, его поведение, мышление, визуальное восприятие и цветовое.
В картине преобладают тёмные и мрачные цвета, которые чаще всего выбирают люди с психической патологией: красный, чёрный и жёлтый. Чёрный цвет отражает депрессивное состояние, а красный — манию, возбуждение. Это психологический приём автора.
Зрителю очевидно, что женщина на картине сидит спокойно и скромно, без намёка на пошлость. Но с точки зрения психологии взгляд художника через насыщенную красную призму может говорить о страстных сексуальных чувствах и возбуждении к Беатрис.
Фрида Кало, «Больница Генри Форда»
Искусствовед: Фрида ненавидела Америку. Для неё это страна, где нет ни истории, ни культуры, а вместо кактусов и кукурузы из земли растут небоскрёбы и заводы, в отличие от её родной плодородной Мексики.
Символично, что именно в бесплодной Америке у Фриды впервые случился мёртвый плод: по медицинским показаниям она не могла иметь детей.
На автопортрете у Фриды ещё не опал живот, а нити пуповины соединяют её с мёртвым ребёнком, которого она не хочет отпускать, пугающим медицинским механизмом, манекеном, который объясняет, почему Фрида не может родить, и костями таза, которые не могут пропустить ребёнка.
Пуповины тянутся и к двум интимными символам. Цветок, напоминающий формой пустую матку, Фриде принёс муж. Улитка символизирует младенца, который выходил медленно, был таким же мягким и хрупким, и косточки его ломались так же легко, как панцирь улитки.
Психолог: Фрида Кало столкнулась с тяжелыми проблемами со здоровьем и длительным восстановлением — она пережила серьёзную аварию, после которой была прикована к кровати. Это отразилось и на психике художницы.
Одиночество, вынужденная изоляция, физическая боль влияют на психоэмоциональное состояние человека. Чтобы справиться с переживаниями и болью, Фрида использовала арт-терапию — распространённый психотерапевтический приём современности.
Символы на картине рассказывают о переживаниях, потерях и несбыточных надеждах художницы. На картине Фрида рисует себя, а с точки зрения психологии автопортреты — это, как правило, следствие одиночества.
Символы на тонких красных нитях Фрида держит словно воздушные шары, это ещё один мрачный смысл — отражение «праздника» скорби.
Ван Гог, «Ночное кафе»
Искусствовед: В этом кафе Ван Гог выпивал абсент едва ли не каждый вечер, приближаясь к тому дню, когда бросился на Гогена с лезвием, а затем отрезал себе мочку уха. За день до инцидента оба художника выпивали в этом кафе.
По словам самого Ван Гога, на картине он стремился воссоздать атмосферу «кабака-западни», места, где каждый может оказаться убийцей. С этой целью он сталкивал напрямую противоположные цвета — красный и зелёный. Ван Гог тщательно прописывал свет ламп, создавая ощущение вязкого, густого воздуха, которым невозможно дышать.
Вероятнее всего, художник страдал от биполярного расстройства, поэтому выплёскивал на полотна подобные мрачные сценарии. В реальности, конечно, кафе не являлось притоном с пьяницами, а бильярдный стол не был похож на гроб.
Психолог: У разных людей из окружения Ван Гога сложилось противоречивое представление о нём: семья считала его трудным и своенравным ребёнком, для посторонних он был тихим, задумчивым и дружелюбным. Художник рос в нездоровой обстановке: его младшая сестра страдала шизофренией, тетя — эпилепсией. Биография и раннее детство Ван Гога породили в художнике серьёзные психологические проблемы.
Известно, что Ван Гогу ставили диагноз эпилепсия. Но в правильности такого диагноза сомневался и сам художник, и современные специалисты.
Повышенная религиозность, странности в поведении, самоповреждения, беспорядочные половые связи, алкоголизм — всё это стало причинами диагноза психического расстройства. К тому же, художник болел и венерическим заболеваниями, которые могут повреждать головной мозг и влиять на психику. К таким можно отнести, например, сифилис.
Кармело Табоне и другие теоретики выделяют следующие детали картины, характерные для состояния больного: большое количество цветов, избыточное количество деталей, извилистые или спиралевидные линии, использование избыточного пространства. На картинах Ван Гога можно наблюдать все вышеперечисленные признаки.
Скорее всего, автор картины стремился передать взволнованность и нервозность, используя кричащие, яркие и насыщенные цвета, чтобы вызывать у зрителей подобное своему чувство беспокойства.