Найти тему
Дисконнект

Гипернормализация

Оглавление

Что такое видеоэссе?

Главное, что нужно знать, чтобы идентифицировать видеоэссе: в этом жанре автор работает с разными медиа в уже снятом виде. Визуальные материалы подбираются и монтируются по принципу видеоколлажа так, чтобы соответствовать содержанию того, о чем говорит закадровый голос.

Гипернормализация Адама Кертиса

Понятие «гипернормализации» Кертис позаимствовал из книги Алексея Юрчака «Это было навсегда, пока не кончилось» .
-2

В этом фильме Адам Кертис ведет повествование с 1970-х годов по настоящее время. В нем во взаимосвязи раскрываются проблемы терроризма, политических технологий, радикальных движений и капитализма.

А еще там про панк-рок, интернет-феномены и про все то, с чем мы сталкиваемся каждый день и обсуждаем дома за чаем. Структурно фильм состоит из девяти взаимосвязанных частей.

Адам Кертис в интервью BBC:

«1975 год, середина 70-х, как мне кажется, — тот самый момент, когда существовавшие до тех пор стабильность и уверенность стали давать трещину. И я говорю не только о политической и экономической стабильности, но и о частной, индивидуальной жизни людей. Это одна из самых малоизученных проблем современной политической истории.

«В середине 70-х произошел тектонический сдвиг.

Мы перешли от состояния не то чтобы конформистского, скорее коллективного, группового — к тому, что я называю «гипериндивидуализмом».

1 из 3
1 из 3
«В центре его стоит идея о том, что отдельный человек, индивидуум — ключевая, самая главная сила. И этот сдвиг размывает очень многое. Он размывает способность политиков объединять массы людей воедино. Это порождает неуверенность и в нас самих.
Ощущать себя личностью, индивидуумом — замечательное, высвобождающее чувство. Но в этом есть и что-то пугающее. Когда дела у тебя идут не очень хорошо, и ты один, сам по себе — это по-настоящему страшно».

«В группе, в сообществе чувствуешь себя куда увереннее. Этот момент я решил взять за отправную точку».

-4

Работая с традицией теледокументалистики, Адам Кертис как бы приводит нас к некоей глобальной теории заговора, исследуя таким образом связь телевидения и зрителя и идеологический характер этой связи.

В создании разработанной обоснованной теории заговора автор видит выход из запутанной и параноидальной современности, призывая пустить нашу паранойю в продуктивное русло (паранойя как метод познания).

В контексте интересов нашего проекта примечательно то, что в фильме достаточно полно раскрывается влияние интернета на распространение теорий заговора в эпоху постправды.

Интернет как невидимая система. Отрывок из фильма «Гипернормализация» Адама Кертиса, 2016

  • При подготовке материала использовались тезисы, обсуждавшиеся и зафиксированные на университетских семинарах с философом и теоретиком современного искусства Борисом Клюшниковым.