Эй, ребята, помните «Ultimate Spider-Man»? Конечно помните, я же буквально пару недель назад рассказывал вам о том, как поживает Земля-1610, параллельно вещая об актуальных событиях комиксов издательства Marvel.
И так уж получилось, что Ultimate-вселенная Marvel — одна из худших линеек комиксов, которую я когда-либо читал. Даже больше: комиксы этой серии буквально испортили мне впечатление о жанре. Как же так получилось? Давайте порассуждаем вместе.
Знаете, я не люблю крайности. Радикальные взгляды почти всегда портят без того не самые идеальные вещи. Речь идет даже не о политических или религиозных темах, социальной инженерии и очередных выкриках людей, активно жертвующих свою личную жизнь на конфликты в сети. Речь идет в первую очередь об искусстве.
Хочется вам того или нет, но комиксы — такая же часть массовой культуры и современного искусства, как и кино с литературой. И когда мы говорим о творениях многочисленных сценаристов и художников с такой стороны, становится куда сложнее анализировать некоторые спорные или банально неприятные мысли, темы и отдельные идеи.
В умах людей, неосведомленных о работе комикс-издательств, в какой-то момент закрепилась один не очень приятный концепт: «Marvel — истории, направленные на детскую аудиторию; DC — серьезные, мрачные и крайне реалистичные сюжеты для взрослых». И поверьте, не мне говорить о том, что издательства так не работают: на каждого «Plastic Man» найдется свой «Daredevil», как и на каждого «Deadpool kills» будет свой «Mister Miracle» и «Hellblazer».
Однако, знаете, порой мне кажется, что о таком разделении на аудитории думают не только «гики» и люди, знакомые с комиксами про супергероев лишь благодаря фильмам и сериалами по лицензиям, но и сами издатели.
Наступил 21 век — появилась Ultimate-вселенная Marvel. Примерно в то же время повезло родиться и мне, так что, говоря честно, я не особо-то и старше главного экспоната карьеры Брайана Майкла Бендиса. Так я и рос, смотря классических «Пауков» от Рэйми и «Бэтменов» от Бертона. Ближе к подростковому возрасту мне посчастливилось прочесть первые номера серии «Ultimate Spider-Man». Примерно спустя пару месяцев я полностью перестал интересоваться комиксами вплоть до своего 16-летия. Почему?
Очевидно, что меня что-то оттолкнуло. И перечитывая гору глобальных событий и отдельных сюжетов для недавнего текста, до меня наконец-то дошла суть проблемы. Дело в том, что комиксы серии «Ultimate» писали с расчетом на подростков: отсюда излишнее насилие, перебор с динамикой, сексуальное напряжение между персонажами, кровь, кишки и все в таком духе. Короче говоря, история, которую я помнил как местами наивную, но все-таки глубокую драму, заменили более современной версией с сексом, наркотиками и рок-н-роллом.
К слову, узнать как нынче поживает Ultimate-вселенная Marvel и все ее выжившие супергерои можно узнать из моего нового материала.
Заходя в дебри дальше, я прочитал «Ultimates» — альтернативную версию Могучих Героев Земли. Что я увидел? Само собой, Хэнка Пима, травящего собственную жену средством от насекомых, поехавшего Тора, да Старка с раком мозга. Разумеется, в контексте вселенной это выглядит как «что-то свежее для комиксов», но уже по истечению двух десятков лет все потуги ранних Бендиса и Миллара выглядят как попытка присосаться к тогда еще живому поколению MTV, которое, как говорила единственная адекватная версия Оливера Куина, превратила молодежь в «блогеров и критиканов», не способных на серьезные решения и базовую ответственность.
Само собой, стоит упомянуть и тот факт, что супергерои изначально были эталонами для подрастающих детей и подростков: начиная с Супермена и Чудо-Женщины, заканчивая Паучком и Капитаном Америка. Становились они и частью пропаганды, и помощниками, и учителями. Сейчас, конечно же, сюжеты каких-нибудь 60-х смотрятся откровенно смешно — но так ли необходима замена классическим и культовым историям, ставшим почти полноценным ответом современности привычным мифам и легендам?
Если коротко, то ответ — да. Если более развернуто, то нет.
Декострукция — это всегда хорошо. Есть те же «Хранители» Алана Мура, многочисленные современные произведения, да хоть даже «Пятьдесят лет любви» наших ребят — метатекстуальность на все случаи жизни! Но современный читатель будет, разумеется, тянуться к более «актуальным, мрачным и реалистичным» сюжетам, ведь именно в них все как надо, да? Опять таки, многие забывают, что законы кино зачастую не работают при рассмотрении комиксов. Со стороны будет казаться, что все элементы на своих местах, вот только что-то неправильно работает. Потому что герои кино — в первую очередь люди, когда как герои комиксов — пускай куда более осовремененные, но все еще вариации на тему мифов и легенд.
А вот рассуждения на тему badass-героев, харизматичных злодеев и занятных заигрываний с современными тенденциями вы уже можете почитать по данной ссылке. И да, этот текст тоже про Землю-1610.
Потому что комиксы про супергероев — штука, на удивление, сложная. И то, что порой воспринимается как развлечение для детей, порой куда как глубже и проработаннее многих «взрослых» работ. Не говоря уже о таких вещах, как банальном сопереживании протагонистам: далеко не каждому захочется следить за откровенными уродами, которые, несмотря на уйму недостатков и девиаций, выставляются авторами как истинные герои. Тут же хваленный реализм с «подлинными версиями персонажей» дает сбой: одна крайность переходит в другую. И вот: теперь мы читаем не наивную жвачку, но «мрачную и реалистичную» жвачку, за которой, к сожалению, нет ничего помимо этой самой «мрачности».
В контексте этого тезисы некоторых читателей в духе «Паркер совершал ошибки — и получил наказание по заслугам» выглядят особенно смешно, ведь до Бендиса, очевидно, причинно-следственной связи еще не было, но вот пришел Брайан — и драматургия навсегда изменилась. Ведь, конечно, всегда проще говорить про то, что ты читал когда-то, нежели хоть сколько-нибудь разобраться в процессе, сравнив два кардинально разных подхода к рассказу одной и той же истории. В версии Стэна Ли же не было столько динамичных планов и шуток про презервативы, да и сам Паркер старался не умирать в каждой новой арке, пафосно превозмогая очередной картон, зовущийся злодеем мирового масштаба.
Есть такой крутой комикс — называется «Пацаны». Хотите почитать крутое произведение про реалистичных героев? Вам туда. Ultimate-вселенная же в свою очередь просто прикрывается концептом, заставляя сопереживать уродам, психам и идиотам, которые тем не менее считаются героями. Все это, вкупе с бунтарскими настроениями, обилием секса и насилия, скорее напоминает очередную инкарнацию «дремучих 90-х», нежели серьезное и взрослое произведение, деконструирующее супергеройский жанр. И ведь Ultimate и дальше будут считать взрослым из-за, например, Черной Кошки в ободранном латексном костюме.
Ведь грудь пятого размера — это главный показатель качества истории и залог будущей успешности. Как, в принципе, и всегда.
Ссылка на мою группу VK
Ссылка на канал в Telegram