Приветствую вас на моем канале, дорогие читатели! Сегодня мы поговорим, как происходит генерализованное обобщение, как в нашей речи иногда навешиваются одинаковые ярлыки на разные ситуации и как это влияет на нас
Чтобы понять суть генерализованного обобщения и его влияния на нас, рассмотрим несколько примеров.
Пример первый - девушке изменил любимый. Видный был, очень симпатичный блондин. Но сначала стал басни придумывать, чтобы ее обманывать, потом избегать встреч, а потом уже и напрямую с новой пассией на людях появился. Ну, как это из головы выбросишь?!
--Знаем мы этих блондинчиков! - говорила потом девушка. -- Глазки голубые, ямочки на щеках, а все как один изменщики да и притворщики впридачу!
Ее бабушка, жалея родную внучку, вторила в ответ на это:
--Ясное дело, все они, мужики, такие, все из одного теста слеплены!
Пример второй - у нормально живущих в семье родителей сынишка-шестиклассник приволок двойку за четверть. Супруги были в шоке, особенно мама мальчика.
--Все они, учителя, как один! - жаловалась она подругам по телефону. - Им главное - двойку поставить!
Ее подруги, у которых в опыте тоже были аналогичные ситуации, только поддакивали в ответ:
--Разумеется! Зачем учителям учить? Они этого не умеют! Учим детей мы, родители! А они только спрашивают да двойки ставят!
Пример третий - пенсионерка долго сидела в очереди в поликлинике к врачу, надеясь на участливое и внимательное отношение, но не получила его, да и сам прием был осуществлен позже оговоренного в талоне срока. Какой же вывод сделала пожилая женщина?
--Всем им, врачам, главное - от нас отмахнуться! Незачем им на нас время тратить, поважнее дела у них найдутся!
Пример четвертый - пассажир с портфелем в переполненном трамвае заранее продвигается через толпу к выходу, спрашивая:
-- Извините, вы на следующей остановке выходите?
Мужчине кто кивает, кто отвечает. А один несколько раздраженный человек выговаривает ему:
--Ну и какой вам смысл толкаться заранее? На следующей все выходят!
Разумеется, на следующей остановке вышли многие, но далеко не все. Если бы пассажир с портфелем не позаботился о выходе заранее, в такой давке можно было бы и застрять, не достигнув выхода.
Что же общего в рассмотренных примерах? Наверное, вы правильно подметили: отдельный, частный, случай возводится до уровня общего. Получаются такие логические выводы:
- -девушке изменил один блондин, а изменниками она теперь считает всех блондинов. (Ее бабушка пошла еще дальше и считает, что "все мужики такие");
- -двойку ребенку поставил один учитель, а желание ставить двойки приписывается теперь всем преподавателям. В этом солидарны и родители, и подруги мамы;
- -внимания и участия не уделил пенсионерке один врач, а стремление отмахнуться от больных распространяется на всех врачей;
- -на следующей остановке трамвая должны выйти несколько пассажиров, но заявляется, что выйдут "все".
Это и есть логическая операция генерализованного обобщения, охватывающего от частного и единичного уровня уровень всеобщего и всеохватного.
Как же влияет на нас эта ошибка? Она не дает возможности правильно оценивать действительность, принимать правильные решения, выполнять правильные для данной ситуации действия. Девушка, которой изменил ее возлюбленный, всегда будет бояться подобных случаев и может избегать новых отношений. Родители двоечника скорее обратят свою активность в сторону учителей, нежели сына. Обиженная на врачей поликлиники пенсионерка, возможно, отнесет последние деньги в частную клинику или целителю. Наученный горьким опытом пассажир, скорее всего, изберет более комфортный способ поездки - на маршрутке или такси - или, войдя в трамвай, наглухо встанет у дверей, не желая забираться вглубь, чтобы легко суметь выйти на нужной остановке.
Дорогие читатели, а у вас есть какие-либо генерализованные обобщения?
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки!