Швеция была одной из немногих европейских стран, которая не вводила принудительную изоляцию. Её необычная стратегия борьбы со вспышкой коронавируса была одновременно признана успешной одними специалистами и осуждена как неудача другими. Как так?
Те, кто считают эту стратегию успешной, утверждают, что она снизила экономическое воздействие. Критики же утверждают, что до сих пор в Швеции была более продолжительная вспышка болезни с гораздо большим количеством смертей на душу населения, чем у её соседей.
Хотя когда мы говорим, что в Швеции не было изоляции, это не совсем так. Просто она носила рекомендательный, добровольный характер, с некоторыми юридическими мерами, такими как запрет на собрания более 50 человек.
«Добровольные ограничения работают так же, как и юридические", - говорит архитектор шведской стратегии, главный эпидемиолог Андерс Тегнелл.
Кажется это правда, по крайней мере, в Швеции. Добровольные меры действительно помогли убедить людей изменить свое поведение. Например, Адам Шеридан из Копенгагенского университета в Дании, использовал данные одного банка для сравнения моделей расходов до апреля в Швеции и Дании. 11 марта Дания ввела принудительную изоляцию, одну из первых в Европе.
Шеридан обнаружил, что расходы - показатель поведения, а также экономической активности - в Швеции упали почти так же, как и в Дании: 25% по сравнению с 29% соответственно.
Точно так же данные телефонного приложения Citymapper, которое помогает людям планировать маршруты путешествий, показывают, что поездки в Стокгольм упали до 40% от нормального уровня. «Это существенное сокращение», - говорит Мартин Макки из Лондонской школы гигиены и тропической медицины, команда которого и провела соответствующий анализ. Однако, во время принудительных блокировок в других крупных европейских городах, результаты были большими.
Таким образом, в Швеции была проведена значительная добровольная изоляция, но она была не так эффективна в сокращении распространения коронавируса, как принудительные блокировки в соседних Дании и Норвегии. Заболеваемость и смертность в Швеции росли быстрее и спад наступал медленнее.
По состоянию на 12 августа в Швеции было около 8200 подтвержденных случаев на миллион человек по сравнению с 1780 в Норвегии и 2560 в Дании. (Для Великобритании это 4600, а для США - 15 400).
В Швеции 57 смертей на 100000 человек по сравнению с пятью в Норвегии и 11 в Дании. (Для Великобритании это 70, а для США 50.)
Анализ Шеридана показывает, что молодые люди, расходы которых мало влияют на экономику в целом, с меньшей вероятностью изменили свое поведение и, возможно, подорвали добровольную изоляцию. Среди людей в возрасте от 18 до 29 лет расходы в Швеции упали намного меньше, чем в Дании.
Тегнелл, тем временем, говорит, что высокий уровень смертности в Швеции связан с неспособностью предотвратить инфекции в домах престарелых. По его словам, сейчас ситуация улучшилась. Половина умерших в Швеции до середины мая приходилась на дома престарелых.
А как насчет экономики? «Это никогда не делалось для спасения экономики. Это сделано для сохранения здоровья населения», - говорит Тегнелл. И это означает общественное здравоохранение в широком смысле, добавляет он, а не только коронавирус.
Источник: https://med-prosvet.az/ru/blog/379