Количество всевозможных учебников и УМК для изучения английского в последнее время уже не поддается подсчету. Каждый год издательства выпускают в свет все новые линейки учебников и каждая из них обещает быть более продуманной и интересной как для изучающих, так и для преподающих. Правда на деле не всегда эти обещания выполняются. Из года в год печатаются учебники, которые в общем и целом повторяют предыдущее издание. В них новые тексты, по новому составлены предложения в упражнениях, но задания в большинстве своем остаются неизменными.
Я не настолько консервативна, чтобы пользоваться только древними российскими пособиями. И никого к этому не призываю. Но и отворачиваться от них на 180 я тоже не хочу и не могу.
Иностранные учебники конечно красивые, яркие и привлекательные. Странички гладкие и приятные. Притягивают внимание, и хочется найти тот единственный, который будет отвечать всем требованиям и пожеланиям. Однако, за многие годы преподавания, мои поиски не увенчались успехом. Приходится постоянно что-то совмещать и комбинировать.
Учебники Oxford, Macmillan и прочих издательств бесспорно достойные. Я сама их люблю и занимаюсь по ним с учениками с удовольствием. У них действительно интересные тексты, которые не оставляют равнодушными, цепляют, их хочется обсуждать. Даже картинки у них всегда «говорящие», информативные, вызывающие ассоциации. Ученику всегда находится, что сказать про то, что изображено. Прекрасные упражнения на Listening и Speaking. Считаю даже лишним про них писать. Нареканий просто нет.
Но вот что вызывает недовольство, так это грамматика. Допускаю, что этот раздел мне у них не нравится в виду того, что для наших учеников и наших школ грамматику надо знать на очень высоком уровне. От учащихся требуются знания в таком объеме, который им в жизни вряд ли когда-то пригодится (если конечно они не в лингвисты собираются). На том, что я считаю подобные требования излишними, здесь останавливаться не планирую. А вернусь все-таки к учебникам и к тому, как они, при всей своей красочности и притягательности, не отвечают требованиям меня, как репетитора (а в прошлом учителя).
Почти все эти учебники нацелены на то, чтобы ребенок делал грамматические задания по образцу, по шаблону, абсолютно не задумываясь. Нет в них подводных камней, каких-нибудь подвохов, полностью отсутствует challenge. Внимательно прочитав задание и имея образец (а он почти всегда в наличии), ученикам не приходится хотя бы чуточку напрячь мозг. Уже в самом задании будет указано в каком времени или с какой языковой конструкцией нужно строить предложение. И если для взрослого ученика это является полезной отработкой навыка, то для школьников это чаще всего полное нежелание и отсутствие необходимости мыслить.
Чтобы не быть голословной приведу примеры из разных пособий. Для чистоты эксперимента буду сравнивать одну и ту же тему. Возьму Present Perfect, как не самое простое, но и не заоблочно трудное время. Изучается приблизительно на этапе Elementary, т.к. для Beginner’ов оно сложновато.
Видим, что ребенку не придется долго ломать голову над заданиями. По образцу он заполнит, не задумываясь и не запомнив.
Здесь похожая картина. Справедливости ради надо сказать, что здесь есть задания и с двумя, и с тремя звездочками. Чаще всего приходится давать детям именно такие. Но их не много.
В моем любимом Gateway картина "повеселее". По крайней мере есть повод задуматься, если не над формой глагола, то хотя бы над тем, какой глагол выбрать.
"Барашкова" (к учебникам Верещагиной и Афанасьевой) последних лет издания тоже стала упрощаться. В старых упражнения были сложнее и интереснее. Но чем она все-таки радует в отличие от остальных: в ее сборниках на протяжении всего периода обучения идет повторение изученного. Упражнения на тот же Present Perfect предлагаются как при первом знакомстве с ним, так и в дальнейшем для закрепления. В то время как в иностранных пособиях в следующий раз мы столкнемся с Present Perfect только в следующем году, в каком-нибудь определенном Юните, где будет повторение именно этого, конкретно указанного времени.
Получается, что для того, чтобы угнаться за требованиями, предъявляемыми школьной программой, постоянно приходится что-то искать, дополнять, комбинировать... Мне очень нравится экспериментировать и изучать все новые и новые учебники. Однако, идеального для себя я не нашла. ПОКА:)
А что вы думаете по данному вопросу? По каким учебникам обучаете вы и/или учат ваших детей? Довольны ли вы ими? Какие у вас любимые пособия и учебники? Что в них не нравится и хотелось бы поменять? Существует ли идеальный для вас учебник?
Пишите комментарии, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал. Будем обсуждать вопросы о детях, школах, уроках и, конечно, английском!
Оригинал статьи находится на моем сайте english-good.ru
Читайте также мои статьи:
За что я люблю учебники Gateway
Английский по Верещагиной. Учебник на века
Учебник английского для начальной школы