Кто ввел моду на парики
Знаете ли вы, дорогие читатели, что в Средние века не носили париков? В древности носили, а в Средневековье - нет. Церковь была категорически против, потому что парик служит для украшения, а значит - для прельщения, смущения, соблазна и введения во грех. И первый, кто снова ввел парики в обиход, это великий Людовик XIV, Король-Солнце. Вы, конечно, уже догадались, почему, не правда ли? Да, вы совершенно правы: у Короля-Солнце были проблемы с волосами.
Отрочество Людовика XIV совпало с гражданскими волнениями, активными антиправительственными выступлениями, так что, бывало, маленький король и вся королевская семья даже не имели самого необходимого. Стрессы, недостаток витаминов и микроэлементов и знаменитая наследственность Бурбонов привели к тому, что волосы король стал терять еще в юности. Однако юношей Людовик не обращал внимания на это: после смерти кардинала Мазарини он стал подлинным монархом со всеми вытекающим отсюда последствиями: разоренная казна одновременно с потребностью в роскоши, особенно сильной после лишений детства; престиж Короны, брак, многочисленные, но от этого не менее страстные влюбленности; отношения с крупнейшими монархиями Европы, - вот что волновало молодого короля. И так бы, верно, и продолжалось, если бы ни один случай, свидетелем которого стал граф де Сент-Эньян, уже упоминавшийся мной выше.
Под королевским дубом
Вскоре после того, как король начал править самостоятельно, по его настоянию в честь принцессы Генриетты, в которую Людовик XIV тогда был без памяти влюблен, в Фонтебло были организованы роскошные празднества.
В старинном парке Фонтебло стоял в те времена древний дуб, прозванный королевским, потому что под ним короли назначали свидания своим возлюбленным. Именно на скамье под этим дубом Генрих IV, глубокоуважаемый дед молодого короля, признался в любви пре красной Габриэль д' Эстре. Вполне естественно, что король, который из-за неблагоприятных условий детства не имел возможности хорошо изучить великолепные сады
Фонтебло, хотел посмотреть на этот дуб. «я предвидел желание Его Величества увидеть сей замечательный дуб, поскольку знал об интересе, который король питал ко всему, что касается его великого деда, короля Генриха IV, поэтому подготовился заранее, - писал в своих мему арах граф де Сент-Эньян. - За полночь, когда небо было совсем черным, Его Величество пожелал незаметно скрыться. Я, как всегда, был рядом с королем.
- Сент-Эньян, - обратился ко мне король, - помнится, ты что-то рассказывал мне про дуб, под которым проводил время мой дед, - обратился ко мне Его Величество.
- Позволю себе напомнить Вам, государь, что Его Величество Генрих IV не просто любил бывать под тем дубом. Под ним он говорил о любви...
- Тогда тем более покажи мне его, Сент-Эньян. Пойдем же!
Король был влюблен и, как все влюбленные, жаждал говорить о любви...»
На этом я прекращаю цитировать любезного графа, просто перескажу, что произошло дальше. Это было как раз то время, когда влюбленные король и принцесса Генриетта Английская решились сделать ширмой для своей любви фрейлину принцессы Луизу де Лавальер. Королевский дуб стал охранителем монархических тайн, потому что он находился в одном из самых удаленных уголков огромного сада, куда не долетал говор праздничной толпы. Король, влекомый графом де Сент-Эньяном, пробирался к дубу по еле заметной тропинке в садовом лабиринте, они уже почти достигли своей цели, когда услышали голоса: скамья под королевским дубом оказалась занята. Король и его наперсник притаились в кустах, не желая пугать тех, кто пришел сюда раньше них - голоса были девичьи. Так они невольно стали свидетелями разговора, который заинтересовал их. Я снова передаю слово господину де Сент-Эньяну, который так талантливо умеет передавать речь своих современников:
« - Ах, Николь, как ты можешь думать и говорить о ком-то еще, когда есть король! В темной ночи отрадна и тусклая лампада, но она меркнет, когда восходит солнце. Разве возможно тогда помнить о ней? Разве возможно думать о ком-то в присутствии короля? Король - вот подлинное солнце!
- А я думаю, мадемуазель, что для того, чтобы смотреть на солнце, нужны глаза орла, а маленькая жалкая птичка может ослепнуть.
- Милая Франсуаза, я готова ослепнуть! Я не вижу ничего в свете Солнца!
- Ничего или никого, Луиза? Позволь тебе напомнить, что у тебя есть жених.
- Николь, был. У меня был жених. Я паду в ноги королю и буду умолять его не давать согласия на этот брак! Я никого не могу полюбить, Николь! Никого!..
Разумеется, Его Величество, как и ваш покорный слуга, узнали фрейлин принцессы Генриетты, - ведь девушки назвали друг друга по именам. Король бы заметно тронут восторженными словами малютки Лавальер, которую принцесса назначила прикрытием их страсти, меня же много больше впечатлили слова мадемуазель Франсу азы де Мортемар, в которых она вспомнила орла - смелую и гордую птицу. Девушка сама своей гордостью напомнила мне орлицу. Если бы я знал тогда, насколько был прав в своем ощущении! Его Величество жестом выразил желание слушать дальше эту трогательную беседу, как вдруг гром пушек заставил содрогнуться землю. Все небо осветилось волшебными разноцветными огнями - ровно в назначенный срок начались фейерверки».
Подвела лысина
Итак, начались фейерверки, из-за грохота не слышно стало ни слова, да и девушки не могли говорить в таком шуме. И король, и де Сент-Эньян, и юные фрейлины, не подозревавшие о такой компании, любовались ярким зрелищем. Несколько позже, когда Король-Солнце отстроит Версаль, былые праздники в Фонтебло станут вспоминаться как бедные, провинциальные, недостойные великого монарха, но это будет позже, а тогда сам король замер в восторге от не виданной прежде роскоши.
Де Сент-Эньян вспоминает в своих мемуарах, что в тот момент. Когда, казалось, абсолютно все были увлечены созерцанием фейерверков, Луиза де Лавальер вдруг бросилась бежать, ее подружки - за ней. Не долго думая, вслед за фрейлинами кинулся, ломая кусты, король, а графу ничего не оставалось делать, как присоединиться к нему. Впрочем, пробежка была недолгой: молодые люди почти сразу наткнулись на девушек, причем де Лавальер лежала в глубоком обмороке, де Монтале держала на коленях ее голову, а де Мортемар веером обмахивала лицо несчастной. Пока де Сент-Эньян бегал к дворцу за помощью, король узнал подробности происшествия. Оказалось, что свет от разноцветных огней фейерверков упал на его голову, и лысина, естественно, его отразила. Это заметила Луиза де Лавальер, и, пораженная ужасом из-за своего признания, которое король, несомненно, услышал, бросилась бежать. Бедняжка от волнения была слаба, с детства она слегка хромала, вот и подвернула ногу и от боли потеряла сознание.
Тронутый любовью Луизы. Король в тот момент проникся жалостью к ней, жалость постепенно переросла в любовь, и этой любви грядущие поколения обязаны появлением самого роскошного дворца Европы - Версаля.
Король же был не только страстным и чувствительным человеком, он был еще и очень гордым, а комплексы, вынесенные из детства, заставляли его тяжело переживать малейший недостаток. Граф де Сент-Эньян рассказывает в своих мемуарах, что король был обескуражен тем, с каким смущением рассказывали ему фрейлины о причинах обморока своей подруги, - до этого он и не предполагал, что это - недостаток, о котором кому-то неловко говорить. Прежде чем вспомнить о париках, Людовик XIV при помощи того же де Сент-Эньяна собрал вокруг себя специалистов-травников, врачей, мудрых монахов. Нам стало известно, что восстанавливали волосы Людовика XIV не только по рецептам мадам Дюваль, которая лечила его не очень здоровую кожу и кожу Луизы де Лавальер, но и по советам ученого, приехавшего из далекого Китая, о котором в те времена в Европе имели весьма смутное представление. Где его откопал де Сент Эньян, история умалчивает, однако именно сочетание метода китайской медицины с традиционным европейским методом позволило добиться результата: Король-Солнце избавился от лысины.