Найти тему
Энергия+

Закон суров: как наказывали за самовольную добычу нефти в дореволюционной России

Оглавление

Кто и на каких условиях мог искать и добывать нефть в дореволюционной России, как наказывали за ее самовольную добычу, какими были акцизы на производство керосина и что за нормы помогали защитить огороды — в статье по истории нефтяного законодательства в Российской империи.

Промысел по инструкции

В начале XVIII века важнейшим направлением государственной деятельности в России было определено развитие горной промышленности как надежной основы национальной экономики. Первый законодательный акт, регулирующий отношения, связанные с добычей полезных ископаемых, Берг-привилегия, был утвержден 10 декабря 1719 года указом императора Петра I. Этот государственный документ заложил законодательную основу пользования недрами страны, впервые определив правовой статус как российских месторождений, так и извлеченных из них полезных ископаемых. Однако вплоть до начала XIX века нефть не находила какого-либо серьезного практического применения в России и редкие упоминания о ней в правительственных документах не носили значимого характера.

Главным приобретением России в русско-персидской войне 1803–1813 годов стали нефтеносные территории Бакинского ханства на Апшеронском полуострове, которые по Гюлистанскому мирному договору вошли в состав империи. В тот период горный департамент стал уделять больше внимания вопросам эксплуатации нефтяных промыслов. В ноябре 1839 года директор Горного департамента Министерства финансов, генерал-майор Корпуса горных инженеров Евграф Ковалевский подписал «Инструкцию для Бакинских и Ширванских нефтяных и соляных промыслов». Появление этого документа было связано с результатами работы следственной комиссии по вопросу «О состоянии Бакинских и Ширванских нефтяных и соляных промыслов». Основаниями для проверки стал поступивший в Министерство финансов анонимный донос о том, что якобы на нефтяных промыслах Апшеронского полуострова было совершено хищение нефти в объеме 30 тыс. пудов.

В результате выяснилось, что у недостачи были объективные причины: испарение нефти из открытых амбаров, ее потери при транспортировке и т.д. Но комиссия пришла к выводу о необходимости разработки официального документа, регламентирующего этапы добычи нефти и ее доставки потребителю. Выпущенная инструкция стала основным руководящим документом для директора нефтяных промыслов на Апшеронском полуострове и его подчиненных.

Догнать и перегнать Америку: за 40 лет российская нефтедобыча преодолела путь от более чем 60-кратного отставания от США до мирового лидерства
Догнать и перегнать Америку: за 40 лет российская нефтедобыча преодолела путь от более чем 60-кратного отставания от США до мирового лидерства

Борьба со скупщиками краденой нефти

Согласно установленному положению, на Апшеронском полуострове управление нефтяными промыслами в Бакинском и Шемахинском уездах осуществляла дирекция по добычи нефти и строительной части и главный пристав по продаже нефти. Устав подробно регламентировал их права и обязанности. Была описана процедура добычи и хранения нефти, указаны меры по безопасному ведению работ на промысле, предотвращению потерь сырья, загрязнения окружающей среды. Особое внимание обращалось на необходимость извлекать из источников как можно больший объем нефти.

Дирекция устанавливала по согласованию с Министерством финансов цены для продажи нефти, следила за процессом реализации нефти, предотвращением незаконной нефтедобычи. Были также определены виды административной ответственности за нарушение установленного порядка добычи и реализации нефти.

Определенные изменения в административно-территориальном делении Российской империи, а также в правовой форме эксплуатации нефтяных месторождений в условиях откупной системы нашли свое отражение в следующем издании Устава Горного в редакции 1857 года. В тот период началась эксплуатация Кубино-Дербентских нефтяных колодцев в Дербентской губернии, также на условиях откупного содержания. В целях полного закрепления условий откупной монополии статья 2405 устанавливала: «Всякое приобретение нефти помимо откупщиков признается незаконным». А для лиц, решившихся на нарушения, статья 2404 установила меру финансовой ответственности: «Изобличенные в самовольном добывании нефти подвергаются сверх конфискации нефти денежному взысканию на всю открытую нефть против продажной цены впятеро, или же двадцати пяти рублей серебром, когда по количеству оной взыскание не превосходит суммы». Также была установлена строгая мера ответственности и для скупщиков краденой нефти.

Устав Горный 1857 года значительно расширил круг лиц, привлеченных для выявления нарушителей закона, включив в него местных полицейских начальников и даже частных лиц. На их материальное стимулирование определялась половина всей суммы, взыскиваемой с виновных.

Развитие керосинового производства

Только после отмены в 1872 году откупной системы на Апшеронском полуострове российская нефтяная промышленность получила возможность развиваться достаточно быстрыми темпами. Доходы от деятельности нефтяной отрасли стали одним из важных источников пополнения государственного бюджета Российской империи, поэтому правительство было заинтересовано в дальнейшем развитии добычи и переработки нефти, сопровождавшихся широким внедрением новых технологических процессов. А это, в свою очередь, обусловило и необходимый пересмотр российского горного законодательства.

Отдельные нормативно-правовые акты для обеспечения деятельности отрасли регулярно стали приниматься с начала 70-х годов XIX века в виде правил и инструкций. Были определены три категории земель Апшеронского полуострова: земли, находившиеся в полной собственности частных лиц, свободные казенные земли и так называемые состоящие в откупном содержании нефтяные источники.

Все права на поиск и добычу нефти на землях первой категории принадлежали собственникам или иным лицам по соглашению с собственником. Государство оставило за собой только право надзора за этой категорией земель. Местные крестьяне также имели право добывать нефть на своих общественных землях или отдавать их другим лицам в аренду. На свободных казенных землях, где наличие нефти еще не было доказано, государство предоставило право поиска и добычи нефти «лицам всех состояний, пользующихся гражданской правоспособностью», как подданным Российской империи, так и иностранцам. Нефтеносные участки казенной земли передавались в частные руки с публичных торгов за единовременную плату.

Важнейшим для отрасли государственным актом стало решение Государственного совета и утверждение его императором Александром II 6 июня 1877 года, которым было установлено полное освобождение от налогообложения фотогенового (керосинового) производства с 1 сентября 1877 года по всей Российской империи на 10 лет. Производство керосина в стране с 1873 по 1881 год выросло в 6,4 раза, с 1,8 млн пудов до 11,5 млн пудов.

Новые правила для нефтяников

В последний год своей жизни император Александр III увидел новый Устав Горный, воплотивший в себе в том числе и прогрессивные для того времени нормативно-правовые положения, относящиеся к нефтяной промышленности.

Например, статьи 541–556 определяли основные положения о правах ведения поисков и добычи нефти в связи с квалификацией прав собственности на нефтеносные участки. Здесь же были предусмотрены законодательные нормы, позволявшие изымать нефтеносные участки земли в случаях, если их владелец не желал самостоятельно вести нефтяной промысел или не мог договориться с потенциальным недропользователем.

Статья 555 определяла размеры особого сбора для предпринимателей — на формирование специального фонда «для приобретения необходимых приспособлений для регулирования истока нефти, устройства промысловых дорог, организации медицинской помощи и удовлетворения других общих нужд нефтепромышленности».

Главным приобретением в русско-персидской войне 1803–1813 годов стали нефтеносные территории Бакинского ханства. Старинная гравюра с изображением крепостных стен Баку
Главным приобретением в русско-персидской войне 1803–1813 годов стали нефтеносные территории Бакинского ханства. Старинная гравюра с изображением крепостных стен Баку

Оговаривались и обязательные действия предпринимателей в случае получения нефтяного фонтана. Предписывалось «иметь в готовности предохранительные приспособления для регулирования истока нефти» и устанавливать их при первых признаках появления нефтяного фонтана. Если же предприниматель не справлялся, статья 604 оговаривала производство работ за счет общего фонда нефтепромышленников.

Статьи 608–615 касались правового регулирования транспорта нефти. Без согласия владельцев на землях, «занимаемых огородами, садами, плантациями, дворами и строениями», и «внутри участков, отведенных казною для добычи нефти», строительство трубопроводов не допускалось. Хотя при отсутствии подобного согласия оговаривались меры принудительного характера для изъятия участков земель под нефтепроводы «за определенное по оценке ежегодное вознаграждение». Фиксировалось обязательство владельцев нефтепроводов возмещать «всякий вред и убыток, могущий последовать от нефтепроводных труб и сооружений».

Устав Горный Российской империи действовал вплоть до принятия 8 ноября (26 октября) 1917 года декрета «О земле» II Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов, согласно которому все природные ресурсы страны, в том числе и недра, были национализированы. Но это уже другая история.

Подписывайтесь на канал, если вам интересна история нефтной отрасли. Оставляйте свои комментарии - нам важно знать ваше мнение.

Ранее мы рассказывали:

Как Арктика стала нефтегазовым регионом
Как революционное изобретение советского инженера изменило нефтяную отрасль

Оригинал статьи и другие материалы читайте на сайте журнала: www.gazprom-neft.ru/press-center/sibneft-online/

Текст: Александр Матвейчук