По материалам конференции “Кооперация в области инноваций” 04.08.20
Хочется поделиться результатами опроса, который мы провели перед конференцией, чтобы выяснить точку зрения спикеров и слушателей по заявленному кругу вопросов.
Наиболее популярной формой сотрудничества в сфере инноваций наши участники считают сотрудничество в области обмена знаниями, исследований, R&D, совместные исследовательские проекты там, где не хватает ресурсов одной корпорации. Также они предположили, что возможно сотрудничество в области совместного отбора стартапов, совместных инфраструктурных проектах, совместных инвестициях.
Приведу еще некоторые ответы на вопрос о возможностях;
Прямой диалог в рамках профильных комитетов на площадке РСПП и ТПП РФ
Обмен опытом, создание спин-офф для тиражирования технологий в других компаниях
Создание инновационной экосистемы на основе цифровой платформы
Наиболее распространенным ответом на вопрос о том, что мешает кооперации в области инноваций стал ответ, что это корпоративная бюрократия. Респонденты выделили также такие препятствия, как закрытость, эгоизм, консерватизм, недостаточная вовлеченность со стороны сотрудников корпораций.
Нет подготовленных управленцев и руководителей высшего звена, нет понимания и как действовать, т.е. нет политик по внедрению инноваций.
Много чего - непонимание, как делить интеллектуальную собственность, как "делить" клиентов", сложные схемы договоров, желание "все иметь свое" ...
Все это можно отнести к сфере корпоративной культуры. И это то, что называется в первую очередь как препятствие для сотрудничества в области инноваций.
К объективным или “рыночным” препятствиям можно отнести конкуренцию, взаимное недоверие, конфликт интересов, риски, связанные с информационной безопасностью, интеллектуальной собственностью, риски имиджевые.
Препятствием для сотрудничества является также отсутствие нормативной и правовой базы для партнерств. Отсутствует и информация о лучших практиках и политиках инноваций.
По вопросу о готовности сотрудничества ответы разделились. Безусловно готовы сотрудничать вузы. Представители корпораций гораздо более осторожны в своих ответах. Когда они говорят о том. что готовы кооперироваться, они чаще всего имеют в виду кооперацию, опять же, с вузами. Проблемам взаимодействия вузов и корпораций у нас уже была посвящена отдельная конференция.
Спикеров мы попросили ответить на более общий вопрос - как они понимают само понятие “инновация”. Общим для ответов, пожалуй, является понимание инноваций как некого процесса созидания, внедрения, делания и его результатов. Если исследовательская деятельность, R&D, НИОКР - это процесс изучения чего-либо, то “инновация” - это уже решение задачи или проблемы.
Это решение устоявшейся проблемы неочевидным или нестандартным способом, с применением интеллекта и, возможно но не обязательно, новых технологий.
Инновация- внедрённое изобретение. Уровень TRL6-9 (продажи от опытных партий до серийной продукции). Или стартап, как команда организовавшая юрлицо, или трансфер технологий от разработчика/команды.
Есть и мнение, что процессы НИОКРа, НИРа - это процессы уже достаточно регламентированные, а инновации - это нечто более гибкое. Возможной областью кооперации в области инноваций названо co-creation - совместная разработка и внедрение инновационных решений.
Это эффективная система трансфера готовых решений. Эффективность кооперации измеряется формулой: (время администрирования трансфера + время имплементации решения) / среднее время полного пути бизнес-процесса самостоятельной реализации.
Кооперация в этом значении - способ более оптимального использования ресурсов и синхронизации усилий по формированию стратегических задач и видения будущего для группы компаний.
Если говорить о моем личном опыте, который был приобретен в ходе реализации нескольких коллаборативных акселерационных программ с участием крупных корпораций, то я бы выделил три преимущества совместных инновационных проектов.
Во-первых, в ходе реализации совместного проекта по инновациям проще противостоять консервативной корпоративной культуре, которая сопротивляется любым изменениям.
Во-вторых, кооперация позволяет оптимизировать расходы каждого отдельного участника проекта на инновационную деятельность.
В-третьих, в ходе таких совместных проектов создается открытая среда, в которой участники делятся своими идеями и наработками, реализуя принцип win-win в инновациях.
Антон Арнаутов, генеральный директор и основатель "Финтех Лаб"
Смотрите запись онлайн конференции “Кооперация в области инноваций” на канале “Другие инновации” https://youtu.be/sDrW9yf6Uhg