Правительство поставило перед нефтянниками амбициозную цель. В новой редакции энергетической стратегии России предлагается довести уровень добычи морской нефти в Арктике до 33 миллионов тонн в год.
И это напоминает великие проекты советской эпохи - когда тема освоения Арктики была очень популярной.
Пионеры тогда мечтали быть не космонавтами, а полярниками. Люди, которые осваивали Арктику, были знаменитостями, о них писали в газетах.
По полгода и больше они жили на дрейфующих станциях во льдах, отрезанные от всего мира. Именно в этой атмосфере вынужденной изоляции рождались знаменитые розыгрыши, которыми полярники скрашивали свою жизнь на станции.
Журнал Story рассказывал, как разыграли знаменитого Ивана Папанина, командира дрейфующей станции "Северный полюс": он ежедневно чистил свой маузер, радист Эрнст Кренкель незаметно подбросил крохотный винтик - и у Папанина при сборке маузера все время оставалась лишняя деталь.
По словам Story, Кренкель, наблюдая мучения командира, в конце концов признался – и Папанин долго гонялся за ним по льдинам, пока не успокоился.
Суровую жизнь полярников во льдах обещали улучшить многочисленные проекты новых дрейфующих станций. В 30-е появился проект так называемого “полярного шара”. По замыслу конструкторов, шар благодаря своей форме сможет выдерживать ледовые сжатия, а при расколе льдины он будет оставаться на поверхности воды.
Благодаря устройствам внутри шара он, как ванька-встанька, будет все время стремиться к вертикальному положению. Предполагалось, что в таком шаре полярники смогут жить в безопасности.
Для облегчения жизни полярников придумывали и другие полезные вещи. В журнале "Техника – молодежи" описывался фантастический проект - гибрид корабля и танка: это выглядело, как машина для экспедиций в любых климатических условиях, с корпусом, как у подводной лодки. И этот корпус высотой с трехэтажный дом находится на широких платформах с мощными колесами.
Там же описывались города под стеклянными куполами и различные проекты по защите арктических поселений от холода. Конструкторы мечтали, что в таких городах можно будет развести тропические сады и устроить базы отдыха.
Многие идеи инженерам подсказывали фантасты. Например, Георгий Адамов в своих романах описывал, как на дне Северного Ледовитого океана будут построены глубокие шахты. Предполагалось, что в этих шахтах воды Гольфстрима будут нагреваться теплом из подземных глубин - и эти воды будут направлены к нашим берегам.
Так люди планировали получить доступ к богатствам Арктики. Пока эти богатства в основном так и остаются скрыты под льдами и снегам, в вечной мерзлоте – и пока ими особенно не занимаются.
Но во многих утопиях описывается одно и то же – как в будущем исчерпаются природные ресурсы. Братья Гонкуры в 1882 году в романе “Актриса Фостен” описывали предсказания некоторых французских ученых - как когда-нибудь изменится ландшафт Европы: “Ни лесов, ни каменного угля… люди вынуждены будут уйти под землю, поселиться в шахтах, питаться мякотью грибов...”
Такие предсказания конечно выглядят фантасткой, но ресурсы действительно уменьшаются - и вот в этих условиях как раз пригодится особая роль Арктики. Ведь это богатейшая природная кладовая, в которой есть все: золото, никель, алмазы, вольфрам, уран, нефть, газ.
Видимо настанет время, когда без этих ресурсов будет уже не обойтись - и вот тогда уж наверное начнут строить те самые стеклянные купола, которые описывались в проектах столетней давности.