Сегодня статья о наболевшем. Многие, думаю, получали звонки от имени Сбербанка с просьбой подтвердить совершение платежа. Лично я их получаю почти через день.
Мне отличить мошенника от реального Сбербанка не сложно, а вот пожилые клиенты часто попадаются на эту удочку. Ниже я расскажу как в таких случаях действовать, чтобы не потерять деньги.
Детали разговора могут быть разными, мошенники учатся и стараются как можно правдоподобнее построить диалог. Но суть такая:
Мошенник представляется обычно сотрудником отдела с весьма нелепым названием. Однажды мне даже представились как Центральный банк. Видимо, чтобы я сразу встал со стула и отдал честь))
Как правило это "отдел безопасности" или "отдел по контролю за платежами".
Далее мошенник говорит, что с вашей карты списана некая сумма в пользу такого-то человека. Подтверждаете ли вы это? Или, что ваша карта готова (которую вы, естественно, не заказывали), можете забрать её в офисе банка.
Вы, по сценарию мошенника, конечно должны испугаться и сказать нет, никаких платежей не делал и карт не заказывал. А он тогда умным голосом уведомит вас, что ваша карта скомпрометирована. Для того, чтобы отменить платеж или выпуск карты, нужно пройти процедуру идентификации.
И дальше начнутся вопросы. На которые ни в коем случае нельзя отвечать, даже если вас начнут пугать, что карты будет заблокирована, деньги не вернутся и т.п.
Задача мошенника получить номер вашей карты и потом СМС, под предлогом разблокировки или отмены платежа. На самом деле сказав ему этот СМС, вы наоборот подтвердите какую-либо операцию.
Дополню статью. 16 сентября УМВД опубликовало видео, где рассказано о потерпевшей, которая по звонку мошенницы (представившейся банком) перевела ей со всех своих вкладов почти 6 млн. рублей. Буратино отдыхает...
Степень осведомленности мошенника может быть разная. Меня как-то попросили перечислить банки, в которых у есть карты на мое имя.
Вас могут даже удивить тем, что звонящий знает ваши ФИО, адрес прописки и какие-то цифры с вашей карты. Это не должно вас смущать, к сожалению сливы персональных данных в Сбербанке случаются часто.
Настоящий сотрудник банка может спросить ФИО и день рождения, не более. Даже кодовое слово он не имеет право спрашивать при входящем для вас звонке. Не говоря уже о номере карты, CVV коде или коде из СМС.
Кроме этого, все подозрительные платежи банком отклоняются до какого либо звонка. После отклонения, банк может позвонить и уточнить вы ли совершали платеж. Разговор будет коротким, сумма и куда платили. Никаких личных данных служба безопасности не запрашивает. После подтверждения платеж автоматически не пройдет, его нужно будет повторить.
Звонят от имени Сбербанка не только потому-что это самый массовый банк, но и еще из-за регулярно появляющихся "дыр" в системе безопасности Сбербанка и "сливальщиков" в лице сотрудников.
Такими же проблемами страдает банк ВТБ.
Обратите внимание, звонок может быть с номера 8-800, или 495. Мошенники часто даже создают фон офиса для убедительности. Не поддавайтесь на это. Все построено на психологии. Задача мошенника испугать вас и притупить бдительность.
Есть мнение, что такие звонки поступают из мест лишения свободы. Раньше так разводили пенсионеров. В таком случае, просто спросите его имя и фамилию, погоняло, статью по которой сидит и номер шконки в хате )).
Если в чем то сомневаетесь, просто повесьте трубку и откройте мобильный банк, проверьте все ли там на месте. Или позвоните по официальному номеру банка, который написан на обратной стороне карты.
Помните, задача мошенника удержать вас на линии и "выпытать" как можно больше информации. Настоящий сотрудник, не будет вас отговаривать перезвонить на официальный номер банка.
Возможно вам также будет интересно:
Надеюсь статья была вам полезна. Напишите в комментариях, поступали ли вам такие звонки и списывались ли у вас деньги с карты без вашего ведома.