В Facebook можно купить криптовалютные «звезды»
В России тихо — без анонсов и презентаций — запустили Facebook Pay. Российские пользователи одной из самых популярных соцсетей мира теперь могут приобрести криптовалюту Star. Пока она предназначена для использования исключительно внутри экосистемы Facebook, читай — Facebook, Messenger, Instagram, WhatsApp.
«Звезды» можно переводить друзьям, жертвовать на благотворительность, приобретать на них игры и билеты на различные мероприятия, оплачивать с их помощью рекламную кампанию и осуществлять покупки на фирменном маркетплейсе и в группах. Для приобретения «звезд» необходимо привязать к аккаунту банковскую карту MasterCard или Visa, можно использовать счет в PayPal.
Сервис Facebook Pay был анонсирован в ноябре 2019 года на американском рынке.
В отдельных странах тестируется возможность переводить деньги за пределы сети, но эта опция для России недоступна, да и вряд ли будет пользоваться популярностью. Иначе сервису придется вступить в конкуренцию с Samsung Pay и Apple Pay, работающими в нашей стране с 2016 года, а также с запущенным в 2017 году Google Pay и отечественной новинкой 2019 года — Mir Pay, созданной на основе платежной системы «Мир».
«Facebook Pay — это скорее экосистемный платежный инструмент. Все крупные соцсети так или иначе думают об этом и делают внутреннюю валюту или платежную систему. У тех же "ВК" и "Одноклассников", популярных в РФ, есть своя система и валюта. Говорить о том, что FB Pay — конкурент имеющимся платежным системам, которые работают «во вне» — везде, а не только в соцсетях, — нельзя. По крайней мере, пока», — уверена основатель технологического лайфстайл-ресурса TechFusion.ru Марина Эфендиева.
По ее словам, сервис создан для того, чтобы пользователи могли легко и безопасно проводить транзакции в сети. Например, чтобы пополнить баланс в онлайн-игре или задонатить любимому автору контента.
IT-аналитик Сергей Вильянов обращает внимание на то, что в США рынок микроплатежей развит слабо и мгновенно отправить деньги от одного физлица другому бывает сложно, что оправдывало запуск Facebook Pay на американском рынке.
«В России все отлично умеют "кидать на карту" или на телефон, и появление еще одного способа не вызовет большого интереса у аудитории. Разве что Facebook будет игнорировать российское законодательство по лимитам переводов, что вряд ли, — говорит Сергей Вильянов. — Кроме того, российским пользователям пока нечего покупать в Facebook, кроме рекламы страничек. С этим все отлично справлялись и без Facebook Pay».
В нашей стране запуск осложняется высоким уровнем конкуренции и низкой популярностью Facebook. «В России много крупных игроков активно продвигают свои системы оплаты. Чтобы отнять у них долю рынка, социальная сеть должна вложиться в маркетинг Facebook Pay. Но российская аудитория, если судить по данным SimilarWeb, составляет менее 3 % общей аудитории Facebook, и страна не входит в пятерку крупнейших рынков», — подчеркивает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын.
По его словам, это переводит соцсеть в разряд нишевых без шансов на увеличение доли рынка. Другое дело, если Facebook Pay будет продвигаться через Instagram, более популярный в России.
«Каждая платежная система будет работать со своей аудиторией "на своей территории". Для Facebook Pay такая территория — это сервисы Instagram и Facebook, но не касса в магазине. А вот когда надо оформить платную подписку на специальные консультации диетолога, астролога или специалиста по жизненному успеху, тогда Facebook имеет гораздо больше шансов, чем Apple Pay», — комментирует возможности нового сервиса Леонид Делицын.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин относит Facebook к значимым игрокам российского рынка, а ее аудиторию — к платежеспособной. В числе пользователей много людей, имеющих круг общения за пределами России, — это люди, работающие на международные корпорации, общающиеся с друзьями и коллегами по всему миру.
«То, что Facebook позволяет переводить деньги внутри экосистемы, для кого-нибудь может быть интересным. Возможна привязка банковской карты, но при этом — это не та же история, что с платежными системами от Google, Apple, Samsung, Huawei и Xiaomi. Социальная сеть выступает как мерчант, который что-то продает (сам или через партнеров). Она обеспечивает эти сделки», — говорит Эльдар Муртазин.
Запуск платежного сервиса нужен в первую очередь самому Facebook: соцсеть таким образом монетизирует часть своей аудитории.
«Проект не выглядит как альтернатива Pay-сервисам других IT-компаний: он проще и ориентирован на внутренние процессы соцсети. Это своего рода докапитализация, upsale ("повышение продаж") для Facebook, — полагает Эльдар Муртазин. — Для рядового пользователя никаких преимуществ по сравнению с другими Pay-сервисами у Facebook Pay нет, и он не станет преимущественным способом оплаты в сети».
Впрочем, с проблемами по экспансии на новые рынки сталкиваются все Pay-системы, и не только в России. Причина в том, что платить уже и так гораздо проще, чем зарабатывать.