Поэтический театр, или же, как его ещё именуют Театр поэтического представления- это самостоятельный жанр сценического действа. Одной из особенностей поэтического театра является его образная, глубоко эмоциональная природа. Действие в данном жанре это визуализированная рифма, метафора и другие литературные приемы, использующиеся при написании стихотворения. Природа Поэтического театра, как не парадоксально, схожа с природой стиха. А что есть стих?
Стих- художественная речь, организованная в узком смысле; в частности, подразумевает свойства стихосложения той или иной традиции[1]. Стих обладает свойствами художественной речи. Главное свойство данного вида речи является его образность. Основой художественной речи является литературный язык, однако художественная речь использует кроме литературного языка все возможности языка национального: просторечие и жаргоны, диалектизмы и варваризмы, устаревшую лексику и профессионализмы, но использует их в эстетических целях. Более того, писатель порой сознательно нарушает нормы литературного языка, допуская новое словоупотребление[2]. Намеренное использование всех возможностей «языка национального» даёт художественной речи совершить «побег» от бытовизма, повседневной серости.
Если Театр поэтического представление схож со стихом, а тот в свою очередь обладает свойства художественной речи, то Театр поэтического представления тоже тяготеет к удалению от быта. А «побег» от быта знаменует то, что Поэтический театр обретает совсем иную меру условность, нежели театр драматический или театр эстрады.
Максимальный не бытовизм даёт развитие максимальной условности действия и общего строения представления. Данные параметры отсылают нас к Условному театру. Условный театр берёт своё начало из символической драмы конца XIX века и дальше начал разрабатываться В. Э. Мейерхольдом. Важнейшим компонентом в концепции условного театра для Мейерхольда становился зритель и его творческое воображение, которое по данным в спектакле намёкам, знаковым и символическим изображениям способно продолжить, достроить общую объемную картину, воспринять мысль и идею спектакля[3]. Условный театр позволяет зрителю стать участником действия. Единственное, но и самое главное «оружие» зрителя становится его воображение. Данная возможность дополнить сценическое действие своим «оружием» даётся только при создании режиссёром реальности, которая максимально не похожа на повседневную жизнь, в которой уже всё придумано.
Получается, что Театр поэтического представление должен дать возможность зрителю стать не только соучастником действия, по средствам его сопереживания, но и соавтором при помощи своего воображения. Такого участия зрителя можно добиться только при помощи максимальной метафоричности, символьности и аллегоричности действия.
Метафора, символьность, аллегоричность это всё составляющие художественного образа. Образ и система образов- основополагающая структура Театра поэтического представления. Что же есть художественный образ?
Образ художественный- категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством, способ бытия художественного произведения.[4] Термин «бытие» означает жизнь, существование[5], т.е. образ является способ существования всего происходящего внутри Поэтического представления. Это и манера поведения, пластика, речь персонажей. Создавая образ в Театре поэтического представления, мы создаём «закон» существования.
Образ является главной составляющей Поэтического театра. Именно от подбора образа, его тщательной проработки зависит, будет ли смотреться Поэтическое представление целостным, понятным. А какой должен быть образ?
Конечно же образ должен быть понятным. Непонятый образ может превратить спектакль из третьего типа игры во второй. Особенность второго типы игры заключается в том, что правила игры знают только участники, а сторонние наблюдатели видят иерархию, но не могут понять условия игры. А что за собой влечёт непонимание условий игры? Не возможность поучаствовать в ней, что отсылает нас к тому, что зритель будет опять отгорожен от действия.
Чем же отличается «поэтический спектакль» от «спектакля в стихах», «спектакля на стихотворной основе»? Единственное, что роднит эти понятия так это стихи. Главное различие понятий заключается в подходе их постановки. Поэтический спектакль это в первую очередь система образов и сам художественный образ. Спектакль в стихах или же спектакль на стихотворной основе состоит из отдельных стихотворений или стихотворных фраз, в которых содержится своя образная система. Эта система циркулирует только внутри самого стихотворения и является сугубо литературной, заключённой в слове. Тут и идёт разительное отличие этих понятий. В условиях Поэтического спектакля Художественный образ является сценичных (аудио-визуальным). Спектакли на стихотворной основе, так же как и драматические спектакли тяготею к бытовизму и прозаичности, стихотворение и поэтичность это лишь форма воспроизведения речи героев, а не является смыслом. Так же отличительной чертой поэтического спектакля является то, что в его основе может лежать и прозаический, не стихотворный материал.
Поэтический спектакль- особый вид подхода к материалу. Поэтичность добивается не по средствам слова, а по средствам театра (музыка, свет, танец, пластика и т.д.). Доказательством возможности существования поэтических представлений вне поэтического, стихотворного материала, является само существование такого явления, как стихи в прозе.[5]
Что диктует «поэтичность», материал или режиссёр? М. М. Павлов считает, что только личность режиссёра может диктовать решение и определять особенности трактовки. Сложно не согласиться с таким мнением, ведь в постановке поэтического спектакля режиссёр становится своего рода поэтом, поэтом сцены. И в отличии от литературного поэта у него больше средств для выражения мысли. Если у поэта есть только слово, то у режиссёра есть не малочисленные средства театра.
Возможна ли квинтэссенция «быта» и «поэтичности»? «Не может поэтическое представление быть «чуть-чуть поэтическим», «чуть-чуть бытовым». Здесь важно найти меру условности или открыть второй пласт смысла, то, что не увидел в произведении обыватель.».[6] Быт и поэтичность не могут существовать в одном пространстве, это взаимоисключающие друг друга категории. Поэтический театр существует при наличии Меры условности, причём очень высокой, а бытовой театр может выдержать только одну меру условности- нахождение в театральном пространстве.
На этом, пока, всё. Не забудьте подписаться и оценить данную статью.
До новых встреч. Увидимся в Партере!
Указатели
[1]- Лебедев В. Этимологический словарь мирового русского языка
[2]- Мещеряков В. П. Введение в литературоведение. Основы теории литературы
[3]- Шабалина Т. Условный театр
[4]- Большая Советская энциклопедия
[5]- Павлов М. М. Театр поэтического представления
[6]- Павлов М. М. Театр поэтического представления