Обновлённое содержание образования появилось в наших родных краях так же неожиданно, как налетевший невесть откуда ураган, сметающий на своём пути всё, что ни встретит. Особенный ущерб Обновлёнка (такое прозвище появлялось у новой системы образования) нанесла предмету "Русский язык" с точки зрения теперь устаревающих для Казахстана подходов и программ. "В седьмом классе ведь сплошная география!", "Это ведь на истории изучают!", "А правила-то где?" - изречения, лидирующие по частоте употребления учителями, учениками и их родителями. Вникнув в суть этих фраз, сразу становится ясно, что школьные предметы обновлённый русский язык и русский язык старой формации, как волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень...
Зачем нужно было менять старый русский на новый?
На самом деле, всё очень просто.
Отличительными особенностями обновленных учебных программ
являются:
- Принцип спиральности, то есть постепенного наращивания знаний
и умений от темы к теме, от класса к классу;
- Акцентирование внимания на целях обучения, основанных на
формировании мыслительных (знание, понимание, применение) до высокого уровней (анализ, синтез, оценка);
- Наличие «сквозных тем», что позволяет максимально эффективно
организовывать межпредметные полноценного внедрения особенно важной в настоящее время программы трехъязычия.
Другими словами, в идеале выпускник казахстанской школы новой формации - это не просто носитель фундаментальных знаний, это способный к коммуникации патриот Республики Казахстан, отличающийся высокой гражданской ответственностью, способностью мыслить глубоко и обширно, умеющий рассуждать одинаково хорошо в устной и письменной форме практически на любые социальные и научные темы на русском, казахском и английском языках. Это веление времени.
Соответственно, новые программы по предмету "Русский язык" подразумевают следующие виды деятельности:
- Слушание и говорение. Результат отличной проработки этого раздела - умение ребёнка рассуждать по теме прослушанной/просмотренной информации. Это гораздо сложнее, чем привычный вид работы - изложение. Важен не пересказ услышанного текста, а переработка информации в виде ответов на вопросы, конструктивного диалога, монолога-высказывания.
- Чтение. Вид деятельности предполагает не умение складывать слоги в слова, прочитать по времени, не допуская ошибок, а способность также переосмыслить прочитанный текст. Индикатор успешной работы - отличный "продукт" раздела Говорение и других разделов.
- Письмо. Развивает умение выражать мысли письменно на основе прочитанного или прослушанного.
- Соблюдение речевых норм "отвечает" за умение учащихся грамотно говорить и писать.
Сформированность навыков проверяется на уроках суммативного оценивания. На суммативном оценивании за раздел (СОР) школьники демонстрируют развитие некоторых навыков, на суммативном оценивании за четверть (СОЧ) - всех навыков.
Вид деятельности Соблюдение речевых норм неслучайно занимает последнее место в списке. Этот навык в стандарте обновлённой программы не столь важен. Главное уметь рассуждать, а качество, опрятность и, самое важное, грамотность написанного - это второстепенно...
Вот одна из причин, почему обновлёнка вызывает столько негодования. С ног на голову перевернули систему преподавания родного языка, сломали традицию. Это всегда болезненно.
НО. Крик души протестующих граждан, который доносится со всевозможных интернет-площадок, в моей душе не отзывается. Часто уж очень безграмотны комментарии этой счастливой когорты бывших советских школьников.
Обучение русскому языку русскоговорящих детей в Казахстане многие учителя сравнивают с обучением иностранному языку. Но схожесть можно проследить только в видах деятельности, свойственных всем языковым дисциплинам по стандартам обновлённого содержания. Уровень языкового материала, безусловно, различается в зависимости от степени владения.
На мой взгляд, навыки, которые должны формировать и развивать на современных уроках русского языка очень схожи с навыками блогера. Темы их постов очень разнообразны, в качестве доказательства какого-то мнения выступают простые примеры. Нормы орфографии и пунктуации часто, очень часто ими игнорируется. На охваты это никак не влияет. Пример, конечно, очень утрированный, но факт имеет место. Кстати, в учебнике русского языка и в методических пособиях есть задание написать статью для блога в интернете. Согласитесь, что сочинение по картине и изложения нигде, кроме школы, больше не встречались.
На уроке русского языка СЕГОДНЯ нужно успеть "догнать сразу двух зайцев" - качественно отработать мыслительные навыки и навыки грамотного оформления устной и письменной речи.
Отвечают ли учебники новой формации этим требованиям? Нет. Задания разрознены, в одну цель не бьют. Задания формально соответствуют видам деятельности и объединены темой урока. И это всё. Изучать по современным учебникам русский язык как родной - то же самое, что изучать законы физики по передаче "Давай поженимся". А учитель, к сожалению, не всегда в состоянии подобрать подходящий материал.
В любом случае, зная особенности применения видов деятельности на уроке русского языка (слушание, говорение, чтение, письмо, соблюдение речевых норм) можно с успехом "втянуться" в изучение предмета. Материал для развития навыка чтения, говорения и письма берём из учебника физики, химии, биологии, географии, естествознания, т.к. темы всех школьных предметов сквозные. А для развития грамотности возможностей вообще миллион (интернет в помощь).