Один из лучших фильмов, вышедших в России в эпоху карантина, — спортивная драма «Вне игры», которая выстрелила благодаря исключительной актерской работе Бена Аффлека. Кинокритик и блогер Okko Егор Беликов — о том, как 47-летний актер вернулся в первую обойму Голливуда. 18+
Когда в феврале 2020 года в газете New York Times вдруг вышло интервью Бена Аффлека по поводу его нового фильма «Вне игры», это было словно послание с того света. Нет, актер никуда не пропадал и не прятался от публики — он продолжал сниматься. Но фильмография у Аффлека в последние годы вырисовывалась своеобразная. Последней примечательной работой у него была «Расплата» 2016 года, где он сыграл гениального бухгалтера-аутиста, который еще и стрелять умеет. С тех пор вышли:
- костюмная криминальная драма «Закон ночи», срежиссированная Аффлеком, с ним же в главной роли. С тех пор Бен ничего не снимал;
- самый провальный супергеройский фильм десятилетия — «Лига справедливости», домонтировать которую режиссеру Заку Снайдеру позволили только три года спустя,
- невыдающийся военный боевик Netflix «Тройная граница»,
- сиквел культовой комедии «Джей и Молчаливый Боб: Перезагрузка» (роль Аффлека там впрочем, минимальна).
Один из самых высокооплачиваемых (за «Тройную границу» получил $8 миллионов) и попросту узнаваемых артистов Америки начал словно угасать и исчезать. Что случилось?
Об этом Аффлек сам, не таясь (что, конечно, нетипично для зачастую лицемерного Голливуда), признается чуть ли не в начале того интервью. Причиной тому — алкоголизм: «Люди с компульсивным поведением, как я, постоянно ощущают какой-то дискомфорт, который пытаются убрать, стараются почувствовать себя лучше при помощи еды, алкоголя, секса, азартных игр, шоппинга или чего-то в этом духе. Но это всё почему-то делает твою жизнь только хуже. Это порочный круг, который не разорвать — во всяком случае, не удалось разорвать мне». Аффлек развелся с женой, актрисой Дженнифер Гарнер, и всё чаще стал мелькать на своеобразных фотографиях, которых стало так много, что под них даже завели отдельный паблик — «Опухший Аффлек на каждый день».
Собственно, по поздним фильмам Бена понятно, что с какого-то момента его засосала трясина неверных решений.
Еще в 1998-м он получил «Оскар» буквально за первый его экранизированный сценарий: вместе с Мэттом Деймоном они написали «Умницу Уилла Хантинга». Спустя 12 лет выяснилось, что и режиссер полных метров из него весьма примечательный: сперва — «Прощай, детка, прощай» с братом, Кейси Аффлеком, потом — «Город воров», где удачно поженились жанры криминального кино и мелодрамы, наконец, фильм-лауреат «Оскара» в основной категории — «Операция «Арго». Через два года после роли в собственном «Арго» Аффлек стал чуть ли не главным кинематографистом момента. Самое время было этот статус обналичить, что Аффлек и сделал, когда согласился на роль трагично-технологичного мстителя — Бэтмена.
Вообще в какой-то момент Аффлек перестал выглядеть как кинозвезда. Конечно, в юности он походил на тех опасных красавчиков, что водятся в каждом классе — широкоплечих стильных хулиганов. Таких он играл в «Под кайфом и в смятении», с вариациями — в «Догме» (там он был падшим ангелом полубандитского вида) и «В погоне за Эми». Но, попав на роль Бэтмена, он своим примером попытался изменить маскулинный стереотип, который сложился вокруг образа сурового супергероя.
До Аффлека, которому на момент выхода «Бэтмена против Супермена: На заре справедливости» было 44 года, этого персонажа играли Кристиан Бэйл, Джордж Клуни, Вэл Килмер, Майкл Китон, и все они начинали работать над ролью, будучи куда моложе. Сегодня автор интервью с Аффлеком прямо в тексте, не стесняясь, называет его Бэтмена дэдбодом — так пренебрежительно именуют мужчин среднего возраста и их типовую неидеальную фигуру. Выяснилось, что даже миллиардер-затворник может быть не парнем с обложки, а понурым горожанином. Таким образом в супергероику вернулся образ живого человека — со своими тщаниями и своей трагедией. К сожалению, «Бэтмен против Супермена» остался категорически недооценен и критикой, и аудиторией, новых «Мстителей» из него не вышло, и уж тем более их не вышло из последовавшей «Лиги справедливости».
Не стыдясь рассказывать о своей местами депрессивной жизни, Аффлек проделывает тот же трюк, что ранее в кино — выводит на первый план общественного обсуждения самого себя, со всеми видимыми, не замазанными тональником недостатками и неверными решениями. Одним из таких сам Бен считает как раз свои супергеройские фильмы. Он собирался и сам снимать сольник про рыцаря города Готэма, написал сценарий, но, когда, отнес знакомым почитать, услышал: «Это хороший сценарий, но ты сопьешься, пока будешь пытаться это снять».
В итоге фильм 2020 года, который символизирует для Аффлека возвращение к спасительной нормальности, оказался почти что автобиографическим. «Вне игры» — это история возрастного баскетболиста на пенсии, который потерял форму, пережил личную травму и после этого взялся тренировать школьную команду, чтобы прийти, как водится, ко внутреннему перерождению. Да, сюжет типичен, но вся суть фильма — в Аффлеке, который здесь играет потрясающе точно, потому что, очевидно, изображает он самого себя. Вот это актерская самоотверженность — принять во внимание некоторые незначительные биографические подробности персонажа и вместе с ним пройти через то, через что пришлось пройти и самому актеру: развод, алкогольную тоску, невостребованность и так далее.
В кино до сих пор еще встречаются антигерои, и аудитория иногда может догадаться, что перед ней — не ролевая модель, а контраргумент к основной морали фильма. А вот в новостной повестке Голливуд в состоянии подавать только положительные примеры героев, которым хочется лишь подражать, которым не посочувствуешь. Идеальные семьи, счастливые лица в инстаграм-лентах — никаких депрессий и неудачных решений, все позорно скрывается, как бы чего не вышло, лишь бы не создать неправильный имидж у целевых аудиторий. Того же Зака Снайдера сняли с проекта фильма «Лига справедливости», где Аффлек как раз последний раз сыграл Бэтмена, когда его дочь покончила с собой, и поэтому он больше не мог работать в заложенном графике. Голливуд стал фабрикой по производству показушной, пусть даже приукрашенной, но успешности. Так вот, больше всего хочется помочь рублем и купить билет на фильм не с молодыми и красивыми актерами, не с заслуженными, степенными или благородными, а вот с Аффлеком, который сейчас снимается куда больше, чем на минувшем пике своей карьеры.
Следующие его фильмы, даже в сравнении с очень удачным «Вне игры», явно будут только на взлет. Впервые со времен «Умницы Уилла Хантинга» он снова работает в сценарном дуэте с другом Мэттом Деймоном. Также они оба сыграют в рыцарской драме «Последняя дуэль» Ридли Скотта. Аффлек возвращается и к режиссуре — он планирует снять эпический фильм о колонизации Конго. Наконец, на съемках триллера «Глубокая вода» актер познакомился с молодой актрисой Аной де Армас, с которой счастливо съехался во время карантина. Теперь даже авторам паблика «Опухший Бен Аффлек на каждый день» приходится постить идиллические снимки того, как эти ребята чинно выгуливают собаку.
Словом, если вы следите не только за выдуманными сюжетами из фильмов и сериалов, но и за окружающей действительностью, то вот Бен Аффлек, человек-инфоповод, сам по себе весьма важный и ценный для нас — обычных и несовершенных.