Нужно определиться, что же такое наказание, каким оно может быть. А также понять, какие действия по отношению к ребенку (а тем более, маленькому) недопустимы.
Малыша (да и подростка) ни в коем случае нельзя бить. Даже обычный шлепок по попе (который многие считают безобидным и не боятся то и дело к нему обращаться), все равно боль, унижение и посягательство на личное пространство. А есть оно у каждого человека, не только взрослого.
Ребенок с рождения уже личность. Уже в год (примерно) малыш понимает, что имеет собственное мнение:
- Он не соглашается с мамой, мотает головой, убегает или уползает;
- Может даже ударить или укусить, если что-то пойдет не так, как он задумал.
Физическое наказание не поможет решить проблему. Ребенок не вынесет тот урок, который хотели бы донести до него родители.
Удары и шлепки, резкие дерганья только отдаляют ребенка от родителей. Применение силы – это прямой путь к:
- недоверию;
- обидам;
- разрушению связи между крохой и его мамой, папой.
О том, почему не надо бить детей по рукам, к чему это способно привести, можно прочитать здесь.
Случается, что мама шлепает кроху в порыве эмоций. Она так раздражена, просто в бешенстве, что не смогла совладать с собой.
У женщины не получилось сдержаться, и она применила физическое наказание. Но это лишь проявление ее слабости, неспособность объяснить ребенку что-то другим способом, попробовать договориться.
Возможно, это жест отчаяния, когда уже другие методы испробованы, и нет никакого результата. В эмоциональном порыве случается всякое, и, к сожалению, о некоторых действиях потом приходится жалеть.
И если подобное (удар, шлепок, подзатыльник) все-таки случилось, лучше извиниться перед крохой. Объяснить ребенку, что:
- Мама сделала это на эмоциях и больше никогда так поступать не будет;
- Она по-прежнему любит своего малыша.
И конечно же, нужно объяснить ребенку, что именно привело к такой реакции мамы. И попросить его так больше не поступать. Но и не надо использовать этот метод (ударила-извинилась) постоянно. Тогда все слова, сказанные женщиной, лишаются всякого смысла.
Разговаривать в тот момент, когда хочется кричать и махать кулаками не стоит. Надо выдохнуть, пройтись, еще раз выдохнуть, отпить несколько глотков остывшего чая и снова выдохнуть.
Нужно понять, что эмоции отступили и уже можно приступить к спокойному общению.
До двух лет вообще не рекомендуют наказывать детей. Ни словесно, ни, тем более, применяя грубую силу.
Малыш еще не в состоянии понять, что происходит. Да, маленький ребенок будет шалить, проказничать. Именно так мамы зачастую характеризуют поведение крохи. Но он делает это не для того, чтобы у мамы появилось больше седых волос. Малышу не нравится мама в гневе. Ребенок действует, руководствуясь любопытством, тягой к исследованиям.
Малыш не всегда реагирует на запреты. Иногда их бывает настолько много, что кроха просто перестает их воспринимать.
И слово «нет» просто пролетает мимо него. Или есть такие запреты, которые совершенно не обоснованы.
Например:
- Нельзя кидать стеклянные бутылки и банки. Скорее не стоит ставить их в том месте, где ребенок с легкостью может до них добраться;
- Или не бери порошок для стирки. То же самое, почему бы не убрать его туда (на самую высокую полку или в шкаф, который закрывается на ключ), где ребенок его не увидит и не достанет.
В любом возрасте кроха должен знать, за что именно его наказывают. Не просто сопровождать лишение чего-то словами «мое терпение лопнуло», а дать понять, что конкретно произошло плохого или неправильного.
И нельзя наказывать за то, что случилось когда-то давно (да хоть вчера). Либо сразу, либо никогда. Да, ребенка можно чего-то лишить. Вечерней прогулки, телефона, сладкого десерта. Но сначала объяснить, за что наказание.
Иногда советуют лишить ребенка внимания, оставить его в одиночестве. Но здесь главное не переборщить.
Не стоит:
- отворачиваться от ребенка, словно не замечая его;
- не отвечать на его вопросы;
- вести себя так, как будто малыша вовсе нет рядом.
И конечно же, нельзя игнорировать основные потребности крохи. Отказывать ему в приготовлении обеда, в смене подгузника или необходимой одежде.
Внимание и заботу ребенок должен чувствовать в любом случае.
Нельзя наказывать за то, что ребенок сделал случайно.
Возможно, он оступился (неудобная обувь, собака выскочила из-за угла и кроха испугался) и что-то уронил или мама дала ему слишком тяжелую коробку. Ребенок не удержал и все рассыпалось.
И тем более не стоит смеяться над малышом, обзывать его и унижать, использовать фразы «в кого же ты такой» или «ты неуклюжий».
Ребенок может запомнить это слова, и впоследствии они даже превратятся в его установки, которые пройдут с ними через всю жизнь.
Конечно, запреты нужны малышу.
Это может ему узнать, что есть правила, которым нужно следовать. Ведь без этого не обходится ни одно общество. Также кроха научится договариваться, идти на компромиссы, чем-то жертвовать. Это пригодится ему в общении с другими людьми.
Если родители хотят разговаривать, обсуждать проблемы, умеют выходить из конфликтов, то и ребенок научится. Тогда можно обойтись и без наказаний. А такое возможно.