Сегодня хочу начать рассказывать о неудачных опытах репетиторства, когда мое вмешательство совсем не помогло.
Но начну как всегда, издалека.
Я часто объясняю родителям, почему нельзя кричать на ребенка. Дело в том, что ребенок всегда слышит не наши слова, а наши эмоции. Мы кричим, чтобы что-то ему втолковать, а он слышит только: «Ты дурак! Из тебя ничего не получится! Не хочу такого сына (такую дочь)!» Помню, когда я училась в школе, иногда со мной начинал заниматься старший брат. Он очень быстро выходил из себя и начинал кричать. А я смотрела на него, и не понимала ни одного слова из того, что он кричит. Потом он в сердцах убегал из комнаты, говорил маме, что я тупая, что объяснить мне ничего невозможно, а я оставалась наедине с задачей, начинала читать ее вслух, сама себе объяснять, и внезапно все получалось. Когда я получила аттестат за 9 классов, там была одна четверка по труду. Леша только пожал плечами: «Странно. Никогда не думал, что она будет хорошо учиться».
Чем громче мы кричим, тем больше запечатывается в ребенке понимание о себе, как о глупом, ни на что неспособном. И он перестает вообще что-либо понимать, даже если раньше были какие-то проблески.
Конечно, это касается не только родителей, но и педагогов. На удивление, чтобы создать тишину в классе надо говорить не громче, а тише. Однажды я у меня было обострение позвоночной грыжи, и пришлось уйти на больничный. Как только вышла на работу, пропал голос. Температуры и других признаков простуды не было, а вот говорить могла только шепотом. Мне было неудобно снова брать больничный, ведь нагрузка снова ляжет на коллег, учителя на замену у нас в школе нет. Но я не представляла, как буду вести урок, ведь класс у меня был довольно шумный, преподносила урок я всегда громко.
Каково же было мое удивление, когда я начала вести урок и в классе наступила гробовая тишина. За все время своего преподавания я такой тишины не слышала. Вот тогда я и узнала секрет тихого голоса.
Но вернемся к родителям. Это очень распространенная проблема, даже самые спокойные и любящие родители жаловались мне, что когда пытаются помочь ребенку, терпение тут же заканчивается и голос повышается. «Что делать?» — вопияли они.
Мой первый совет: «Бережем нервишки! Нервные клетки не восстанавливаются». Ответьте себе на вопрос: что случится, если сейчас вы не сможете ничего объяснить, ребенок сделает домашнюю работу неправильно или не сделает вовсе? Проговорите для себя самые страшные последствия. Мне в голову приходит вот что:
1. Ничего не случится. Он всего лишь не закрепит тему, это может иметь глобальные последствия, а может не иметь последствий вовсе, потому что понимание придет позже.
2. Завтра учительница поставит двойку, это плохо скажется на оценках.
3. Учительница позвонит и будет распекать вас, вы будете чувствовать себя плохой матерью.
Что-то еще упустила? Пишите в комментариях.
Теперь давайте разберемся, сможем ли мы избежать этих последствий, если кричим. Ответ один: нет. Это не работает. От нашего крика ребенок не начинает лучше понимать, хорошо и старательно выполнять работу. Напротив, наш стресс, бессилие, передаются ему. Зато есть другие серьезные последствия, которые очень трудно потом изменить.
1. В ребенке вырабатывается выученная беспомощность («Я дурак, поэтому не надо даже пытаться что-то делать» или «Я могу что-то сделать, только если мне подскажет мама, без нее шансов нет»).
2. Рвутся те самые важные связи между родителями и ребенком. Он чувствует себя ненужным, «бракованным», появляется мысль, что родителям без него лучше, начинается отдаление. Со своими проблемами он вряд ли придет к родителям, помешает та же мысль: я же неудачник, ничего другого у меня и не могло получиться, на меня только накричат, но не помогут.
И в том и в другом случае ребенок лишается чувства защищенности, которое так важно в детстве. Он остается один на один с жестоким и несправедливым миром.
Что тогда делать родителям? Они ведь, садясь рядом с ребенком за уроки, не планируют заранее, что будут кричать. Возможно даже наоборот, в сотый раз дают себе слово, что сегодня будут абсолютно спокойны и заранее пьют валерьянку. Но при столкновении с суровой действительностью понимают, что не могут себя контролировать, чувствуют, как внутри поднимается волна гнева, в голосе слышится напряжение.
Вот тут важно и остановиться. Научиться распознавать первые признаки раздражения и останавливаться сразу. Когда накрывает с головой, уже никто не может себя остановить. Поэтому не говорите себе: пока я не ору, все в порядке. Нет, как только вы начинаете разговаривать жестко, напряженно, вы уже не оказывается помощь ребенку. Вы же помните, что он слышит эмоцию? Он уже слышит, что чем-то не оправдал ваших надежд, но не слышит, что вы пытаетесь ему объяснить. Поэтому останавливаетесь, идете выпить воды, глубоко дышите, напоминаете себе, что ваш ребенок не издевается, не делает это намеренно, чтобы вас позлить. У него действительно не получается. И возвращаетесь, только когда вы сможете говорить спокойно и доброжелательно, ободрять, вдохновлять и поддерживать, найти хотя бы маленькую возможность похвалить и хвалите обильно. У тебя получилось! Ты можешь! Смотри, как красиво!
Если же вдруг раздражение не исчезает: был трудный день, вы плохо себя чувствуете, только что поругались еще с кем-то, — предоставьте ребенку возможность выполнить задание самому. Скажите себе, что не будете реагировать ни на какие негативные последствия. Объясните и догоните программу позже, когда будет возможность. А если не догоните, значит, ваш сын или дочь проявит таланты в чем-нибудь другом. Это не конец света!
Лучше совсем никак, чем с криком. Поверьте, это доказано многолетними исследованиями.
А теперь непосредственно к моему педагогическому провалу, который я вовсе не считаю провалом, по крайней мере моим.
Летом у меня появляется заказ. Бабушка просит позаниматься математикой с внучкой , которая приехала в гости из Питера. Комментарии: очень слабенькая, задачи не понимает вовсе, уравнения решать не умеет, примеры решает с ошибками.
— У нас в семье все умные, с высшим образованием, в школе учились хорошо. Не знаю, в кого она такая. Ничего не хочет. Я начинаю заниматься, у меня не хватает терпения, начинаю кричать. Решили, что лучше репетитор пусть попробует заниматься.
Прихожу, вижу перед собой девочку с умными глазами, ужасно старательную и ужасно запуганную. На первых занятиях сидит, сжавшись в комочек, боится что-то ответить. Я всегда стараюсь как можно больше хвалить ребенка, ободрять, поощрять. И малышка начала постепенно раскрываться, сначала отвечать робко, потом смелее и смелее. И я с удивлением отметила, что ничего из перечисленного бабушкой у нее не было. Она прекрасно решала задачи, уравнения и примеры. Вот только ей для этого нужно было не 5 секунд, а 15. ЕЙ ПРОСТО НУЖНО БЫЛО ВРЕМЯ, ЧТОБЫ ПОДУМАТЬ!
За время занятий она раскрепостилась, полюбила математику, ждала наших уроков, с каждым разом время выполнения заданий сокращалось (мы специально занимались по секундомеру, чтобы увидеть прогресс). На такой вдохновенной ноте мы и расстались.
А в сентябре мне позвонила бабушка и с гневом спросила:
— За что я вообще платила деньги? Чем вы занимались? Она не знает и не умеет ничего! Не может решить простейшие задачи, не умеет решать уравнения! Сидит с пустыми глазами и ничего не понимает!
Я была в изумлении. Как говорится, за качество я отвечала. Если я вижу, что ребенок не знает чего-то, я никогда родителей не обманывала, говорю, как есть обо всех трудностях, ищу новые методы и подходы. Но девочка к завершению нашей работы действительно все решала сама, без моей помощи. Что могло случиться?
Попросила у бабушки позаниматься с ней по скайпу бесплатно. Я была уверена, что если поговорю с ней, чуть-чуть подтолкну, напомню, все у нее получится. Бабушка согласилась, но мама девочки отказалась, сказала, что теперь они будут справляться сами.
А я окончательно убедилась, что проблема не во мне. Видимо, мама там с таким же железным характером, как и бабушка, и точно такая же учительница в школе. Они так давили на нее, что она даже не пыталась понять чего-либо, была уверена, что глупая и ничего не поймет. Самая настоящая выученная беспомощность. Тусклые глаза, бессилие. До сих пор сердце кровью обливается, когда ее вспоминаю, потому что на моих занятиях она была совсем иной: радостной, сияющей, успешной.
А как вы считаете, в чем причина того, что у ребенка не получилось учиться в школе, хотя прекрасно занимался с репетитором?
Короткие новости с места моего отдыха. В Воронежской области стали очень популярны купольные дома. Один такой строится и здесь. Говорят, что они дешевые, быстро возводятся, теплые и очень уютные. Если когда-нибудь снова буду в Воскресеновке, обязательно попрошусь в гости. Вот этот дом начали строить две недели назад.
А еще мы встретили потрясающую иву. Такой толстой, а значит, древней ивы я еще не видела. Обычно такой толщины только дубы бывают.
И, конечно, немного диких цветов вам в ленту.
Как вы относитесь к здоровому образу жизни?