В здании музея оружия на территории Тульского кремля продолжает работу выставка «Честь мундира». Удивительную историю раскрывает нам один из представленных экспонатов - мундир офицера 1-го Кавказского саперного батальона.
По нормам XIX и начала ХХ вв. каждый армейский корпус должен был располагать собственным саперным батальоном, необходимым для строительства полевых укреплений и устройства переправ. В 1816 г., когда покорение Кавказа еще только начиналось, в Грузии были сформированы две российские пионерные роты: № 1 для работ на Военно-Грузинской дороге и № 2 для Отдельного Грузинского корпуса. Армейские саперы в те годы еще именовались на прусский лад - «пионерами», так как они были первыми, кто проходил по труднодоступным местам.
В 1818 г. обе роты были сведены в 8-й Пионерный батальон, который с 1829 г. именовался Кавказским саперным. Со дня своего формирования и до середины 1860-х гг. он регулярно находился в боевых походах и участвовал в военных действиях на Кавказе, в Азиатской Турции и в Персии.
Во время Крымской войны батальон отличился в сражениях под Башкадыкларом 19 ноября 1853 г. и Карсом 17 сентября 1855 г. Взятие крепости Карс стало крупнейшей победой российской армии в Крымской войне. С таким аргументом российским дипломатам было гораздо легче вести переговоры о мире, поэтому в обиходе существовало выражение, что «Карс обменяли на Севастополь».
Кавказские саперы сыграли очень важную роль в завершающем этапе покорения Кавказа в конце 1850-х – начале 1860-х гг., когда российские войска применяли тактику вырубки лесов, прокладывания просек, строительства дорог и укрепленных пунктов. Вокруг крепостей лес вырубался на расстоянии пушечного выстрела, так что ночные внезапные нападения на российские укрепления прекратились.
К концу Кавказских войн 1-й Кавказский саперный батальон имел все существовавшие на тот момент виды коллективных наград – Георгиевское знамя, знаки на головные уборы и серебряные трубы. 19 февраля 1868 г. в качестве коллективной награды за подвиги в покорении Кавказа и в связи с 50-летием со дня основания офицерам 1-го Кавказского саперного батальона была присвоена редкая и почетная в русской армии награда – вышитые петлицы «за военное отличие». Они в отличие от петлиц большинства других полков вышивались золотой или серебряной канителью. Вышивка была не гладкой, как у шефских петлиц, а образовывала характерные поперечные ребра, скошенные под углом 45°.
В разные периоды количество частей, которым полагались такие петлицы, несколько менялось, но никогда не превышало двух десятков на всю армию. С течением времени рисунок вышивки мог несколько меняться. Кроме того, петлицы изготавливались не централизованно, а вышивались в частных мастерских, поэтому они существуют во множестве вариантов. В рисунке петлиц мундира офицера 1-го Кавказского саперного батальона чувствуется явное влияние популярного в 1900-е – 1910-е гг. стиля «модерн»: ребра сделаны не идеально прямыми, а несколько закругленными и воспринимаются, как волна.
Воротник и обшлага, как и у всех артиллеристов и саперов, – из черного бархата, причем воротник отделан красной выпушкой не только по верху, но и по низу. В штате армейского саперного батальона числилось не более 40 офицеров, так что их мундиры встречаются весьма редко. Насколько известно, до нашего времени сохранилось три подобных мундира, и один из них вы можете увидеть в музее оружия.
Спешите! До закрытия выставки осталось меньше месяца!