Найти в Дзене
Записки критика

Разбор книги и сериала "Рассказ служанки". Вступление. О протестантизме и его отражении глазами русского.

Доброго вечера.
Сегодня начнём разбор книги и сериала "Рассказ служанки".

Сама книга - вещица достаточно старинная, написанная в 1985 году канадской писательницей Маргарет Этвуд. Сериал же - более "новый" - трехлетней давности, 2017 года выпуска(к моменту написания статьи вышло уже четыре сезона). За этот роман Этвуд получила премию Артура Кларка 1987 года. Роман также был номинирован на премию «Небьюла» и Букеровскую премию в 1986 году, а также премию «Прометей» в 1987 году. Про сериал и говорить нечего: он собрал почти все "Эмми" в 2017 году,
И, глядя на то, как церковь пытается вернуть утраченные в обществе позиции не только на Западе, но и в нашем обществе - на разборе и книги, и сериала нужно остановиться поподробнее, потому что для человека, который будет смотреть этот сериал с нуля, без соответствующего задника (бэкграунда) - многое будет просто непонятно, нелогично (сужу по рецензиям и отзывам на книгу и на
фильм (да, и такой есть, с Наташей Ричардсон в главной роли), и на сериал.

Сразу следует указать на то, что книга и сериал антиклерикальны, хотя в её основе - несколько библейских стихов, да и сама республика Гилеад (в английской транскрипции, которую бездумно позаимствовали русские локализаторы) (Галаад) - теократическая, построенная на тех принципах, что излагаются как в Ветхом, так и в Новом Завете.

Интересный факт: Галаадский бальзам - редкие духи, которые использовали в лечебных целях . Этот бальзам был упомянут в Библии, и назван в честь области Галаад , где они и производились Выражение берёт начало из " Библии короля Джеймса" (1611), и означает, в англоязычной, протестанской культуре универсальное лекарство. В языке фильма же - республика Галаад - экстремисткое, фундаментально-христианское государство, на территории США, правители которого, таким образом, предлагают обществу лекарство от проблем современности. В духе о. Дмитрия Смирнова и выходцев из Мужского движения и наиболее патриархальных форумов и пабликов.
"Служанки" в московском метрополитене.
"Служанки" в московском метрополитене.

Сразу же я хочу сказать о том, что без знакомства, хотя бы в пересказе - с Библией - многие отсылки будут попросту непонятны и для неискушенного читателя и зрителя это будет провокационным, неглубоким зрелищем. Скучная страшилка для женщин, не больше.

И, тут же - в самом начале - нужно сказать о некоей разнице христианства, но и это может повлиять на глубину понимания.

Протестантизм американский имеет в своём арсенале экстравагантность, эксцентричность, элементы представления-шоу. Порой кажется, что протестантизм - это в первую очередь про деньги, а уж потом про Бога. Эдакий бизнес-проект, где патриарху того или иного течения непременно нужно конкурировать с другим патриархом, и не за души, а за кошельки публики. Поэтому для той или иной церкви нормально иметь, например, собственный канал, где ежедневно показываются проповеди вперемежку с самопальными псалмами, сочинёнными едва ли не вчера, какие-то особенные одежды, ритуалы, символику. Так же большое значение имеет и то, кто именно является прихожанином той или иной церкви. Для негров - это одно построение службы и мелодики псалмов, для белых - совсем иное.

Собственно, внимательному зрителю или читателю это понятно с самого детства: вспомните службы у методистов-протестантов для белых в тех же "Приключениях Тома Сойера" и "Приключениях Гекельберри Финна" и отдельные службы для чёрных, у того же Рея Бредбери в "Марсианских хрониках" (новелла "Высоко в небеса"(июнь 2003)).

Если сформулировать по-другому эту мысль -то служба у белых очень походит на католическую мессу, чинную и возвышенную (удачный, знакомый всем русскоязычным зрителям пример - церковная служба в "Человеке в бульвара Капуцинов", пусть это и несколько карикатурно, и священник-антагонист там католический), и - папаша Легба и спиричуэлс и госпел в ярких одеждах служб цветных, те же самые духовные гимны, исполненные цветными.

Интересный факт: между книгой и сериалом, всё же, есть некоторое различие, обусловленное толерантностью. В книге - Служанки, Экономжены, Нежены, Марфы и Тётки - исключительно белокожие, а все цветные объявлены "дочерями и сыновьями Хама" (одного из сынов Ноя, который обесчестил отца и был им проклят) - и подлежат уничтожению, как "нечистые". В то время как в сериале, в угоду толерантности, есть и цветные, и даже своеобразное "комбо" - чернокожая образованная лесбиянка, как одна из заглавных действующих лиц.
Певцы госпела. Фото из открытых источников.
Певцы госпела. Фото из открытых источников.

Еще к этому образу следует добавить то, что присутствует в большинстве протестантских культов, но непривычно для атеиста или православного (исключая некоторые течения староверов). А, именно - культура прилюдного покаяния, перед общиной-церковью с последующей оценкой морального облика члена -общиной. Это не то, чтобы важный момент в общей канве повествования, но она будет так же немаловажна в разборе. является оценка богатства и успеха как маркера благосклонности Бога к конкретному члену общины. Богат - значит, угоден Богу, благословен им.

Еще к этому образу следует добавить то, что присутствует в большинстве протестантских культов, но непривычно для атеиста или православного (исключая некоторые течения староверов). А, именно - культура прилюдного покаяния, перед общиной-церковью с последующей оценкой морального облика члена -общиной. Это не то, чтобы важный момент в общей канве повествования, но он будет так же немаловажен в разборе. Эта культура прилюдного покаяния, play guilty (сыграй в виновного) - никак не отражена у нас, а между тем, ей активно пользуются не только в церковной жизни, но и в американской политике, когда всплывают неблаговидные дела тех или иных политиков; у нас подобный цирк, конечно, пытаются внедрить, скопировав из западной традиции подобную заготовку поведения, но это воспринимается больше как фарс, как попытка уйти от ответственности изначально. Я об нашумевшем деле Ефремова и его раскаянии на камеру, попытки раскаяния Тодоровской, Кокорина и Мамаева - чуть ранее.

Ещё одной важной деталью, которая не характерна для иных течений, является оценка богатства и успеха как маркера благосклонности Бога к конкретному члену общины. Богат - значит, угоден Богу, благословен им.

Нужно отметить, разбирая эту историю про прекрасную республику Гилеад - Галаад: в русской и в православной традиции нет традиции заучивать Библию наизусть (опять вспоминаем знакомого всем с детства "Тома Сойера" и билетики с призами за выученные стихи. Но она сохранилась во многих протестантских церквях до сих пор) и вставлять стихи из Библии по делу и без него. С этим неплохо справляется и посвящение общины или странноприимного дома, или богадельни тому или иному святому или иконе. Благо, за тысячелетие традиции их (икон и житий святых) написано немало и историй, связанных с ними - произошло бесчисленное множество.

Подводя итоги вводного текста, отмечаем, что антиутопия Маргарет Этвуд будет более понятна тому, кто не только знает, что написано в Библии, но и ориентируется в реалиях западного мира. В нашем поле спор о репродуктивных правах, правах женщин и взаимодействии светских и духовных властей ведётся робко, неуверенно и с переходом на личности.

Ни таких текстов, ни уж, тем более, таких фильмов попросту нет. То ли от того, что развитие капитализма нас еще не настигло в том объеме, который есть на глубоко постиндустриальном Западе, где основные производящие силы вынесены в страны Азии.

Хотя, проблематика репродуктивных прав, прав женщины и мужчины время от времени и волнует общественность, особенно, после особо бестактных заявлений видных деятелей православной церкви - которая есть ни что иное, как попытка обеспечить государственный интерес в притоке новых налогоплательщиков, то ли оттого, что женщины в России получили сразу, одним куском, после Октября 1917 (ничему Церковь история сращивания с государством до 1917 не научила) - но, увы.

Пока Россия остаётся светским государством, и попытки вывести право женщины на аборт за рамки ОМС вызывает лишь опасное отторжение общества и несёт в себе больше желание государства платить меньше, а получать больше. Россия общество постиндустриальное, и вся борьба женщин за свои права - это борьба за экономическое влияние, в первую очередь, как человека, как работника. Против экономической дискриминации, в первую очередь, связанной с особенностями физиологии.

Пока экономика не станет чем-то другим, не зависящим от производства товаров и услуг, в основе чего лежит труд (включая женский) - невозможен и регресс и прогресс к иным формам хозяйствования, где основным добытчиком и распределителем ресурсов является мужчина.

Иными словами - прекраснодушные мечты о так называемой "чистой", "покорной" женщине, все помыслы и усилия которой направлены на домашний очаг, воспитание детей и хозяйство, и лишь на него возможны лишь при одном условии - во время незаинтересованности государственного хозяйства в женском труде (начиная от уборщиц и заканчивая министерскими дамами). А это возможно или при земледельческой, аграрной модели хозяйствования без машинного труда или при экономике, где большая часть сфер хозяйствования будет закрываться трудом машинным, не человеком. Именно в таком обществе возможно лишение женщин большинства прав, сведения её к нескольким функциям, но и то, после таких потрясений, что лучше бы этого прогресса и не было.

Именно экономикой обусловлен и кризис традиционной семьи - так как женщина может воспитать своих детей самостоятельно, без участия мужчины, принимая участие в общенациональном хозяйстве. И в экономике, а не в моральной сфере, лежит и движение чайлдфри и феминизма - ресурс женщины, всё же, конечен. И она не желает и не может воспитывать, в нынешних экономических реалиях, более одного-двух детей самостоятельно.

Однако, как мысленный эксперимент - о том, что будет, если... -антиутопия Маргарет Этвуд важна и нужна и часть записок, с разбором я посвящу именно ей, заодно попытавшись поднять некоторые острые вопросы современности.

Благодарю за внимание.
Хотелось бы услышать ваши комментарии.
До новых встреч.