В Исламе есть определенная тайна. Хотя она, безусловно, есть в любой религиозной системе, но здесь это тайна не только для верующего человека, не только для религоведа. Это тайна для историка.
Ислам возникает в том мире, где уже главенствуют монотеистические религии. Т.е. с точки зрения примитивного прогрессизма, когда анемизм сменяется политеизмом, политеизм сменяет монотеизмом. Это неверная точка зрения, которую предложил Тейлор. Она неверна.
Об этом читайте публикацию с названием:
Наука не знает никакого дорелигиозного состояния неандертальцев. Ответ автору известного канала
Тем не менее уже три монотеистические религии присутствуют в регионе: христианство, иудаизм и зороастризм. Причем ислам не становится просто четвёртой, одной из них на той сравнительно небольшой территории, которая к тому времени фактически оставалась шаманисткой. А это большая часть Аравии. Почему он там не распространяется, а немедленно выплескивается и становится огромной по охвату силой, которая занимает значительные части христианского мира, занимает Палестину, занимает весь Иран. В чем тут дело?
Сказать, что лучше, это ничего не сказать. Ведь если бы все выбирали ту религию, которая лучше, то других бы просто не осталось, кроме одной. Но поскольку сейчас существует и христианство, и иудаизм, и даже Зороастризм и в Персии, и в Иране, и многие-многие другие религии. Т.е. сказать, что лучше, а что хуже абсолютно не подходит.
Сказать, что ислам решает те духовные запросы, которые не решают другие религии с точки зрения религиоведения, я не могу. Потому что он решает те же духовные запросы и дает на них очень близкие ответы. Неслучайно очень долго вплоть до 12 века, т.е. через пол тысячелетия после возникновения ислама в христианском мире, его считали христианской ересью. Его не считали другой религией. Иоанн Дамаскин так и написал: "Ислам - 101 ересь". Т.е это несоответствующая канонам церкви, но христианское учение. И если мы внимательно посмотрим, то практически всё то же самое:
- "Творение мира из ничего" - да.
- "Авраам, Исаак, Иаков" - да.
- "Ной" - да.
- "Грехопадение Адама" - да.
- "Иисус" - да.
- "Мария" - да.
Т.е. практически это тот же самый библейско-христианский ареал (от лат. area: область, пространство).
Эта версия не радикально отлична ни в вопросах спасения, ни в вопросах религиозной практики от других монотеистических религий.
Так в чем же дело?
Французский ученый Луи́ Массиньо́н говорил:
"Христианство - это религия любви. Иудаизм - религия надежды. Ислам - религия веры".
В Исламе главный акцент делается на веру. Значит, мы делаем вывод, что именно этого ни в теории, ни в богословии других авраамических религиях, а в практике жизни их адептов в то время видимо не хватало. У христиан была любовь. У иудеев была надежда на приход Мошиаха. Но с верой не всё было в порядке. Поэтому пришла религия очень похожая, но которая поставила в вершину угла именно веру и которая завоевала огромное количество своих сторонников от Филиппин до Атлантического океана.
Друзья, на мой взгляд очень глубокое размышление профессора Андрея Борисовича Зубова (фрагмент лекции), о котором мы с вами ещё не раз поразмышляем в других моих публикациях.