Почему ребёнок ничего не может сам, а только и ждёт, когда ему помогут?
Почему он не в состоянии сам сделать уроки, собрать ранец, приготовить себе завтрак и ещё много других вещей, доступных детям его возраста?
Если совсем кратко, то – потому что мы не научили ребёнка этому.
Несамостоятельными и беспомощными дети становятся, если мы, родители
- провожаем их в школу и забираем домой, когда они уже вполне могут делать это сами,
- делаем с ними уроки, "стоим над душой", проверяем каждую цифру и запятую,
- контролируем каждый шаг, не давая возможности ошибиться (например, забыть что-то дома, опоздать, потому что вовремя не вышел) и извлечь опыт из своих ошибок
- будим их по утрам и подносим тарелку с завтраком,
- при любой проблеме сломя голову спешим на помощь, пытаясь всё выровнять, исправить и починить.
А когда ребёнок становится старше, удилвляемся, почему же он такой несамостоятельный.
И главное, сам ничего не хочет делать. Ленится, не иначе.
Чтобы ребёнок начал менять беспомощное поведение на самостоятельное и уверенное, родителю в первую очередь необходимо заняться собой.
Потому что за несамостоятельным ребёнком, как правило, стоит тревожный, гиперопекающий и контролирующий взрослый.
Если убирать "симптом", то есть старым дедовским способом начать требовать с ребёнка "взрослого поведения" и ответственности, то ребёнок вряд ли побежит исполнять. Ну, не умеет потому что.
Родители при этом будут ещё больше раздражаться и крепнуть в убеждении, что ребёнок какой-то неправильный.
Это тупиковый путь. И в конце этого пути родители и дети, как правило, начинают всё больше конфликтовать и отдаляться друг от друга.
При этом "симптом" никуда не девается.
Поэтому я работаю со взрослыми и в работе фокусируюсь прежде всего на том, чтобы снизить их тревожность, ослабить контроль (но при этом не сойти с ума:), обрести уверенность и спокойствие.
А после мы вместе смотрим, что и как делать, чтобы научить ребёнка быть более самостоятельным и приспособленным.
Потому что именно в такой последовательности – сначала взрослый, потом ребёнок – можно достичь надёжных результатов, сохранив при этом тёплые отношения.