Ну, надо сказать, что за семь десятилетий отношения между двумя крупнейшими частями еврейского народа сильно сгладились, и в 2020-м году они давно уже считают себя единой нацией. Но, тем не менее, то, что они были родом из стран с разной культурой, говорили на разных языках, имели разные обычаи и молились немножко по-другому, не могло не сказаться.
Для начала давайте определимся с названиями. Сефарды – это евреи, изначально жившие в Испании, но после окончания средних веков изгнанные в другие страны, в основном, исламские – вроде Северной Африки, Турции и т.д. По культуре к ним примыкают мизрахим – выходцы их других восточных стран, вроде Йемена, Ирака, Египта и стран Средней Азии.
Ашкеназы – это условные «европейцы», изначально они были родом из Германии, но затем переместились преимущественно в Восточную Европу, где жили до наших дней. Впрочем, после либерализации и эмансипации западных стран, многие из них в 18-19-х веках обратно туда вернулись. Это носители европейской культуры, и, кроме того, именно они в 1948-м году отбились от арабов и провозгласили восстановление израильского государства, а потом и позвали на историческую родину остальных соплеменников.
Для интереса, тех и других в современном Израиле сейчас примерно одинаково. Но, как выходцы из мусульманских стран, сефарды и мизрахим рожают чутка побольше.
Начнем.
Пусть в каждой стране, где они жили, евреи стереотипно считались образованными и предприимчивыми, только европейская часть народа могла пользоваться благами движения Хаскала, своеобразного еврейского просвещения, деятели которого настаивали, что дети Сиона должны быть, прежде всего, умными. К тому же, поскольку ашкеназы жили в развитых в экономическом и научном плане государствах, и это не могло не сказаться на их менталитете.
Поэтому, когда на карте вновь появился Израиль, основавшие его выходцы из западных стран за счет своего образования и экономического благосостояния мигом заняли первые места в политике, науке и промышленности. Да и, просто потому, что они были первыми.
С другой стороны, сефарды, а тем более, михрахим, из-за недовольства в исламских странах насчет возрождения Израиля, часто покидали места, где они жили столетиями, без гроша в кармане. Из-за неважного уровня образования, все, что их ждало на родине – сидеть на пособии или быть низкооплачиваемыми рабочими. Их селили во временных лагерях беженцев, которые затем окультурили и назвали городами развития, откуда тяжело было добираться в промышленные центры, чтобы найти нормальную работу.
В то время на брак сефардов и ашкеназов смотрели свысока, т.к., их разделяло все: культура, уровень жизни, политические убеждения. Но затем из-за доступности и хорошего качества образования положение двух общин выровнялось, и ныне у восточных евреев есть свои министры, генералы, миллионеры, профессора, банкиры, музыканты и так далее.
Да и куча репатриантов из разных стран за десятилетия совместной жизни наконец стала одним народом. Теперь большинство семей смешанные, и ни у кого не возникает желания притеснять своего ближнего из-за его восточного происхождения. А когда начиная с девяностых стала прибывать большая алия из бывшего СССР, у них появился новый объединяющий повод для недовольства. Но я считаю, что и это пройдет через пару десятилетий – если уже не прошло.
Так или иначе, сейчас единственным источником для споров является вопрос, у кого лучше еда, но это, как говорится, дело вкуса. Но вообще, израильтяне люди достаточно свободные, и придумали кучу шуток, высмеивающих стереотипы о евреях из разных стран. Недобросовестные политики иногда пытаются этим воспользоваться, но большого успеха в разделении сефардов и ашкеназов у них нет.