Найти тему
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Как в России были разоблачены “Протоколы сионских мудрецов”: истории из жизни матери Николая II

Россия вспоминает свое прошлое: в разных городах появляются памятники представителям бывшей царской династии, Дому Романовых. И среди них, пожалуй, особенно интересен памятник Марии Федоровне в Петергофе – потому что сама она была очень интересный фигурой в царской семье.

Датская принцесса Мария Дагмар сменила имя на Марию Федоровну, когда стала женой Александра III. Такое отчество принцесса получила в честь Феодоровской иконы Божьей матери, поскольку эта икона считалась одной из святынь дома Романовых.

У них родился сын Николай – будущий последний русский царь. Кстати, другая датская принцесса Александра, сестра Марии, стала женой британского короля Эдуарда VII, и поэтому ее сын, в будущем король Георг V, был буквально двойником Николая II – ведь они были двоюродными братьями.

Судьба распорядилась так, что датская принцесса Дагмар становилось членом российской царской семьи дважды.

Фото с сайта: wikipedia.org
Фото с сайта: wikipedia.org

Сначала ей сделал предложение Николай, старший сын императора Александра II. Датская принцесса приняла его предложение, но Николай в 1865 году неожиданно умер.

Тогда Александр II захотел, чтобы Мария Дагмар вышла замуж за другого его сына, Александра, будущего императора Александра III. Выяснилось, что это совпадает с желаниями самих будущих новобрачных, и в 1866 году состоялась их помолвка - а затем и венчание.

Получилось так, что наследник престола получил не только жену, но и союзницу в его фронде против отца Александра II. Отцу очень нравился германский император Вильгельм II. А наследник был резко настроен против Германии, и в этом получил поддержку Марии Федоровны – она испытывала большую неприязнь к немцам, которые отобрали у ее родной Дании Шлезвиг-Гольштейн.

Но во многом другом взгляды мужа и жены сильно расходились. Мария пыталась побудить и Александра III, и сына Николая к либерализации системы правления – но безуспешно. Так же безуспешно она пыталась предостеречь Николая от влияния Распутина.

Воспитанная в духе просвященных европейских традиций, Мария пыталась остановить волну антисемитизма в высшем свете, и по ее просьбам полицейское начальство наконец решилось доложить Николаю II, что частно упоминаемые и сегодня “Протоколы сионских мудрецов” – это фальшивка. Царь приказал “Протоколы” изъять – и с досадой добавил, что эти документы “запачкали светлое дело антисемитизма”.

Удивительно, что Николай II сам не разобрался – настолько все было грубо сработано в этих “Протоколах”. Они были слеплены из фельетона, из французского политического памфлета Мориса Жоли против Наполеона III в 1864 году. И их несостоятельность была ясна из самой их структуры, потому что невероятно, чтобы злодеи так подробно расписывали и растолковывали свои злодейские планы. Только в фельетоне отрицательные герои сами о себе докладывают: “Нам свойственно неудержимое честолюбие, жадность и злобная ненависть”.

Когда произошла революция, Мария Федоровна успела уехать подальше от Москвы и Петербурга – в Крым. Оттуда в 1919 году ее вывез британский линкор “Мальборо”. Затем через Константинополь и Мальту мать Николая II добралась до Британии.

Фото с сайта: rg.ru                     Императрица Мария Федоровна на борту  "Мальборо".
Фото с сайта: rg.ru Императрица Мария Федоровна на борту "Мальборо".

В Лондоне тяжелым потрясением для императрицы стало присутствие на параде у Букингемского дворца в честь победы Антанты в Первой мировой войне. Она писала в своем дневнике: "Парадное шествие начали американцы с генералом Першингом - все союзные войска, исключая наших! О вкладе России в войну никто не говорил".

Из Британии Мария Федоровна отправилась в Данию, и жила там до самой смерти в 1928 году. Так история совершила круг: российская императрица вернулась в родные края, где ее знали как Марию Дагмар…