В XVII и начале XVIII в. изменения в религиозной жизни и изобретательность итальянских и центральноевропейских архитекторов привели к возникновению новой разновидности архитектуры. Пространство в ней ощущалось более игривым и броским, декор стал свободнее и обрел свойство иллюзорности, изменилось освещение, а изогнутые линии применялись с небывалой виртуозностью. Этот стиль мы теперь называем «барокко».
В XVI в. Европу охватило религиозное течение под названием «Реформация». Оно подвергло пересмотру понятия и практики Католической церкви и привело к возникновению новых протестантских церквей, особенно в Северной Европе. Католики ответили движением, предлагавшим кое-какие реформы, но в то же время утверждавшим традиционные католические ценности, а также мощной кампанией, нацеленной на возвращение паствы в лоно Церкви. Это течение получило название «Контрреформация»; искусство и архитектура сыграли в нем важную роль.
Контрреформация применяла искусство, чтобы приблизить людей к духовным мыслям и идеалам, усилить эмоциональную связь с религией и подчеркнуть величие Бога и статус святых. Стиль, развитый художниками с этой целью, ныне известен как барокко.
Барочное пространство арочное пространство
В архитектуре «барокко» означает в первую очередь новое восприятие пространства. Архитектура Возрождения обращалась в основном к простой базовой геометрии, и пространства имели форму куба или двойного куба, накрытого полусферой купола. Здание эпохи Возрождения представляло собой в плане совокупность квадратов, кругов и равносторонних треугольников.
Архитекторы Контрреформации, напротив, создали гораздо более сложную, впечатляющую, трехмерную геометрию. Купола теперь могли быть в плане и овальными. Фасады отказались от прямых линий и могли теперь изгибаться и образовывать формы, прежде архитектуре неведомые. Внутренние пространства обрели пластичность — благодаря все тем же чувственным кривым линиям, а иногда и эффектно завитым колоннам. Это впечатление усиливали неожиданные световые эффекты (например, столпы света из высоких скрытых окон) и хитроумные иллюзии, благодаря которым помещение выглядело динамичнее.
Барочные представления о публичных пространствах интегрировали то же видение. Знаменитейший пример — площадь перед собором Святого Петра в Риме. Две изогнутые колоннады, спроектированные Джанлоренцо Бернини в 1657 г., — один из величайших образцов барочного городского пространства.
Орнамент и деталировка
Грандиозные пространственные эффекты находили отражение и в декоративных деталях меньшего масштаба. На завитых карнизах возникли выпуклые и вогнутые поверхности. Арки обрели изощренные изогнутые очертания. Балконы и перила балюстрад теперь могли пучиться или выгибаться внутрь или наружу.
Традиционные геометрические формы — круг, например, — теперь дробились визуально, образуя новые узоры. Знаменитый пример — сферический купол церкви Сан-Лоренцо в Турине, спроектированный Гварино Гварини, иссеченный сводчатыми ребрами и разделенный на сегменты, прошитые небольшими окнами неожиданных форм — в виде пятиугольников, овалов и кругов, разделенных завитками.
Архитектура и чувство
Цель барочных итальянских церквей XVII в. работы архитекторов Гварини, Франческо Борромини и других — ослеплять великолепием. Изощренное, а иногда и странное ощущение, создаваемое этими пространствами, призвано было поддержать как раз тот эмоциональный отклик, которого желали папы: у паствы возникало непосредственное, практически телесное притяжение к религии.
В соединении с невероятно пылкими живописными изображениями и скульптурой (знаменитейший пример — статуя «Экстаз Святой Терезы» в церкви Санта-Мария-делла-Виттория в Риме) барочные храмы создавали у людей ту самую эмоциональную вовлеченность, которой хотела Церковь.
Распространение стиля
Барочный стиль вскоре получил распространение во Франции, где архитекторы применяли его при постройке и церквей, и грандиозных дворцов. В XVIII в. барокко набрало популярность в Центральной Европе. В Германии, Австрии и Чехии архитекторы Якоб Прандтауэр, Кристоф Динценхофер и Доминикус Циммерман проектировали барочные церкви с большим размахом. В интерьерах этих сооружений громадные арки вздымаются от пола до потолка, геометрия словно растворяется в буйстве изогнутых линий, а верующий внутри этого колоссального пространства превращается в карлика.
"Архитектура может менять правила классической античности и создавать новые" Гварино Гварини (1624-1683), итальянский архитектор, математик, богослов. Из книги «Гражданская архитектура» (1737)
Декор усиливает этот эффект: исполинские статуи святых и епископов, вихри потолочных росписей с картинами небес, обилие позолоты. Амвоны размещены высоко вдоль стен, и пастве приходится задирать головы. Все это вместе вызывает у прихожан смирение и некоторую растерянность. При сохранности словаря классицизма — здесь по-прежнему есть коринфские колонны, архитравы и фризы — кажется, что архитектуре Греции, Рима и Возрождения поднесли кривое зеркало. Мощное ощущение искажения пространства притягивало к себе взоры публики, и благодаря ему стиль сохранил влияние в дизайнах интерьеров еще долго после того, как утратил общую насущность.
Тромплёй
Техника «тромплёй» — один из методов, которым художники и декораторы барокко создавали особое ощущение от внутреннего пространства. Тромплёй (от фр. trompe l’oeil — «обман глаза») настолько реалистичен, что воспринимается не как изображение, а как подлинный объект. В барочных церквях чаще всего эта техника используется в потолочных росписях: потолок превращается в небо, населенное райскими существами.
Карнизы по периметру стен — оконная рама, обрамляющая небесные пейзажи, а ангелы или путти, к примеру, выглядывают из-за этой рамы, будто смотрят вниз, на дольний мир. Этот декоративный прием, согласно стратегии Контрреформации, был призван приблизить небеса к миру людей, таким образом, поддерживая в прихожанах эмоциональный отклик.
Термин «барокко»
Художники и архитекторы XVII и XVIII вв. не называли ни себя, ни свое искусство «барочным». Это слово, похоже, изначально имело оскорбительный смысл и происходило от термина, обозначающего необработанную или ущербную жемчужину. Для классицистов архитектура барокко действительно казалась искажением чистых классических форм.