Найти тему
Изучаю людей

Ребенок - не собака

Светило науки Иван Петрович Павлов, проводя свои опыты с собаками, наверное, не предполагал, что выражение "собака Павлова" станет нарицательным.. .

Условный и безусловный рефлексы, что-то такое в школе учили... Поучаствовала я тут в двух спорах и открыла для себя новое. Я логопед, напоминаю. И с маленькими детьми помимо прочих методов иногда использую метод пищевого подкрепления. Опуская подробности, вознаграждения в виде еды. Исключительно с теми детьми, с которыми другое - не работает. Это либо очень маленькие, либо очень непростые дети.

Какие ещё методы мотивирования и вознаграждения может использовать специалист? Интересные ребенку вещи. Интересные игры. Интересное совместное с педагогом дело. Бонусы в виде наклеек. Добавляйте, что ещё. Так может не надо ребенка кормить, двусмысленная эта штука - кормление, и правда собаку Павлова напоминает. Да что там, напоминает - не отличить иногда!!!

Берём собаку и учим с ней команду, допустим, сидеть. Как мы это делаем? Показываем собаке нечто мотивирующее - еда, разумеется. Кладём руку ей на круп, принуждая сесть, проговариваем инструкцию - сидеть, и вознаграждаем, таким образом вырабатывая связь слово-действие-награда.

А теперь мы берём ребенка, по тем или иным причинам не понимающего речь. Вот вообще. Показываем ему нечто мотивирующее. Берём его руку в свою, складывая пальцы, допустим, в указательный жест. Проговариваем инструкцию - покажи, и вознаграждаем, таким образом вырабатывая связь слово-действие-награда.

Как говорится, найдите 10 отличий . Но при этом, например, физические подсказки (это воздействие своей рукой) - нет, это с собакой ничего общего не имеет, нееет. А вот пищевое подкрепление - иногда вызывает реакцию - Ааааа!!!! Что вы творите!!!! Это же ребенок, а не собака Павлова!!!! Эдакая красная тряпка для родителя.

Давайте порвём ее в клочья.

Пищевое подкрепление используется в коррекции достаточно часто. Родителям часто трудно признать, но да, бывает, что иных способов замотивировать ребенка пока нет. Почему это так. Еда - базовая потребность организма, такая же как сон и физический комфорт. Именно в этом нуждается только что родившийся ребенок. В еде, сне и комфорте. Больше ему ничего от вас абсолютно не надо. Но он растет и развивается, и начинает хотеть бОльшего. Сначала он захочет эмоционально общаться с вами. И будет натурально хиреть, если общение не состоится. Дети из детдомов болеют и плохо развиваются не потому, сто из плохо кормят. А потому, что мало общения со значимым взрослым. Уже общение выступает на первый план, уже оно - ведущая деятельность. А дальше для ребенка становится важным совместная предметная деятельность со взрослым и сверстниками, становится важной игра. А потом - он начнет стремиться к оценке со стороны значимого взрослого, начнет сам оценивать свою деятельность с точки зрения результата. Это позднее приобретение, именно с ним связано начало обучения в школе. Пока ребенок больше ценит процесс - к школьному обучению он не готов. Но это так, лирическое отступление. Вернёмся к нашим собакам.

Представляете, есть дети двух,и трёх, и даже пяти,и семи лет - по разным причинам не перешедшие на стадию даже эмоционального общения со взрослым! Взрослого они воспринимают лишь как удовлетворителя их потребностей. Такие дети не говорят и вообще развиваются очень медленно, их развитие деформировано. Задача специалиста - выправить, что возможно. А чтобы выправить - надо замотивировать. Чем и как? Интересная совместная деятельность - мимо,не дорос. Наклейка в тетрадь - эва, махнули, это уже учебная деятельность,до неё ползти и ползти. Что же на остаётся?!!! Базовые потребности... Дать вкусненькое и потетешкать на коленках, если любит. Собственно и весь арсенал. Но и то и другое - красная тряпка для родителя.

Это не значит, что пища будет всегда! Специалист сам первый захочет уйти от кормёжки, как только ребенок будет готов к более высоким отношениям. Многие родители также категорически против "нежничанья" с ребенком. Дословная фраза - "педагог, который обнял моего ребенка - не педагог для меня!" А все ладушки, козы, в ямку бух и тп тесное взаимодействие - тоже нельзя? Да, тоже. Потому что ребенку нравится. Потому что он у педагога на коленях. А должен быть у мамы.. .

Вообще я тут согласна практически полностью. Только современные мамы в подавляющем большинстве и козу-то не помнят, во всяком случае, не практикуют, что уж говорить об остальном огромном пласте народной телесной педагогики, развивающем речь так, как это не снилось самым последним методическим разработкам .

Поэтому. Если мама готова стать специалистом и остаться мамой - прекрасно, научим. Если же нет - простите. Будет и коза, и в награду сухарик. Какое-то время. А потом уже - логопед-училка и чинный ребенок за столиком. Будет обязательно. Но далеко не сразу.