Директор Центра социокультурного моделирования к. филос. н. Азат Бердин: "Монополия на применение силы должна быть только у государства. Как это государство связано с населением, каким образом оно управляется — это отдельный вопрос. Но вопрос применения силы — это прерогатива государства. И это определяет существует ли государство или нет".
Государство за этой своей монополией на применение силы очень жестко следит.
Поэтому то, что произошло с лагерем защитников Куштау должно вызывать очень большую озабоченность. Тогда ночью после массового флеш-моба в защиту горы люди спокойно разъехались (напомню, что акция привлекла до трех тысяч человек) и в лагере осталось менее двух десятков человек, на них было совершено нападение чоповцами БСК и навербованными молодыми людьми (титушками, как принято их называть после событий на Украине). Это должно вызывать озабоченность и на федеральном, и на республиканском уровне.
Считаю, что такое нарушение права государства на монополию применения силы должны тщательно расследоваться и виновные должны наказываться.
По сути такие действия, предпринятые руководством БСК, перечеркивают все договоренности, которые были до этого достигнуты между руководством республики и руководством БСК (и теми бенефициарами, которые стоят над руководством БСК).
Потому что этот инцидент очень «подставил» руководство республики. Фактически это было нарушением монополии государства на насилие.
Есть определенные параллели с тем, что происходило на Украине (Майдан). События начинались именно с этого: в стране появлялись конкурирующие олигархические группировки, которые используют собственные ресурсы для создания собственных ЧОП, отрядов — частных армий.
И эти «квазиармии» отстаивают силовыми методами интересы своих хозяев, заказчиков. В том числе — при разгоне лагерей противников, организации беспорядков или наведения нужного хозяевам порядка.
Они нарушают монополию государства на насилие. Это право граждане делегировали государству и больше никому. Поэтому сразу возникнет вопрос: «Чем занимается руководство республики, которое допускает подобное?»
Предположу, что такой договоренности — о возможности БСК использовать силу и наемных титушек — между компанией и руководством республики не было. БСК таким образом «подставляет» руководство региона.
Позиция руководства Башкирской содовой компании довела ситуацию «до ручки» (Шиханы-1)
Шиханы стали символом сопротивления олигархической системе (Шиханы-2)