Найти тему

Прелесть новых инструментов: эффективная реализация Национального проекта "Культура" в консерватории

Появление новых музыкальных инструментов - это живая история консерватории, которую интересно рассказывать. Этим летом в Саратовской консерватории появились 9 новых роялей и 4 пианино! СГК имени Л. В. Собинова приобрела их в рамках реализации Национального проекта "Культура". Их общая стоимость превышает 50 000 000 рублей.

Специально для Малого зала консерватории были приобретены 2 немецких рояля марки Bechstein, модели B212 длиной 212, шириной 156 сантиметров. На их изготовление уходит до 500 часов! Каждый из этих инструментов стоит 7 535 200 рублей.

Рояль "C. Bechstein B212"
Рояль "C. Bechstein B212"

А также, 5 кабинетных роялей Bechstein модели L167 стоимостью 5 528 800 рублей каждый; они поставлены в классы кафедры специального фортепиано (два в 49, один в 51 и два в 54). Плюс к тому, 2 кабинетных рояля премиум-класса KAWAI SK-2L (по 2 672 738 рублей каждый); один из них поставлен в кабинет №62, где обычно проходят занятия по камерному ансамблю и ещё один, на данный момент, находится в инструментальной мастерской и ожидает распаковки. И 4 новых пианино KAWAI K400 по 650 000 рублей каждое.

Свой комментарий относительно новых роялей дал Роман Александрович Попох, начальник инструментального отдела Саратовской консерватории, настройщик фортепиано, член Ассоциации фортепианных мастеров России и Европиано.

- Рояли "C. Bechstein B212" относятся к классу салонных. Они обладают большей звучностью, чем кабинетные. И поэтому мы их специально для Малого зала покупали. Если туда поставить концертный рояль, то он будет гудеть и не будет слушаться, потому что у него слишком насыщенное звучание для Малого зала и от этого идут уже отрицательные акустические эффекты.

- В классах же стоят кабинетные рояли, поскольку там ограниченный метраж и слишком большой рояль будет просто гудеть. Нет смысла ставить салонный. Надо именно кабинетный, длиной до 170 сантиметров. Мы выбрали почти максимально возможный - 167. Кабинетные рояли по качеству исполнения такие же, как салонные. Только меньше по размерам. Для кабинетов кафедры этого более чем достаточно.

- А так, конечно, салонный есть салонный; он богаче, так как у него длиннее струны, больше дека и звукоотражаемая поверхность, более насыщенные обертоны, что требуется в акустике зала.

Рояль "C. Bechstein B212" весит 399 килограммов. Вес рояля "C. Bechstein L167" - 317 килограммов. KAWAI SK-2L весит 324 килограмма. На фото рояль "C. Bechstein B212"
Рояль "C. Bechstein B212" весит 399 килограммов. Вес рояля "C. Bechstein L167" - 317 килограммов. KAWAI SK-2L весит 324 килограмма. На фото рояль "C. Bechstein B212"

- Хочется про Bechstein сказать, что это очень любимая в Саратове марка. Наши музыканты его ценят. У Bechstein отличное качество. Звук ориентирован на вокальную составляющую, на голос и определённые оттенки струнных и духовых инструментов. То есть, тембр проработан максимально. Ну и, помимо этого, конечно инженерная составляющая; инженерами продумано в плане механики, чтобы было очень мягкое, ровное и одинаковое нажатие звука. Там много мелких инженерных решений, которые дают пианисту возможность сыграть всё очень мягко и ровно. Наши пианисты уже оценили качество новых роялей Bechstein.

Рояль "C. Bechstein L167"
Рояль "C. Bechstein L167"

А. Антонов, ведущий блога "Консерватория Саратова": Да, я тоже немного поиграл. У него действительно равномерный звук по всему диапазону. И это рояль, который практически не требует привычки к себе. То есть, пианисты, которые находятся в форме, могут просто сесть и сыграть. Однако, ощущается, что рояли ещё предстоит разрабатывать - они ведь совсем новые. Это особенно видно в басах; чувствуется, что они ещё не разработаны - их чуть-чуть надо освободить. Есть ощущение, что они ещё внутри себя. Я говорю именно о роялях в Малом зале. Но, при этом, всё очень легко. Я знаю рояли других марок (в том числе, немецких), которые в новом состоянии невероятно тугие и руки быстро устают. Здесь этого нет, что удивило. А Вы их уже настраивали или просто поставили?

- В процессе перевозки были некоторые моменты, связанные с педальным и демпферным механизмом. Мы его отрегулировали. По настройке, насколько я знаю, ещё не настраивали. Он стабилен по строю, в этом плане проблем вообще никаких.

То есть, их ещё и хорошо доставили.

- Да, конечно. Была профессиональная перевозка. Всё было продумано и работали профессионалы, в том числе и грузчики профессионалы, которые в консерватории уже устанавливали рояли на место.

Подчеркнём, что Национальный проект "Культура" позволил консерватории приобрести и другие музыкальные инструменты, о которых мы планируем рассказывать в следующих материалах.

Материал подготовили Аслан Антонов и Динара Шониёзова. Фото: Аслан Антонов