Как можно воспитать в современном человеке внимание к окружающему миру и почему Церковь сегодня тоже призывает к изменению отношения к Божьему творению - окружающему нас миру.
Каждый из нас живет в доме, квартире, какое-то жилище есть у всех. И нет ничего удивительного, что мы тратим определенное время, определенные ресурсы на то, чтобы наше жилище было комфортным, убранным, чистым, гигиеничным. Если внимательно посмотреть на всех нас откуда-нибудь из космоса, то вся наша земля — это один большой дом, в котором живут разные люди, в маленьких чисто прибранных квартирках, а между этими квартирками ужас что творится.
Почему церковь включилась в процессы экологического направления. Сегодня очевидно, что проблема загаженности окружающей среды — это не только проблема, которая должна решаться на очень высоком государственном уровне, это прежде всего проблема духовная и психологическая.
Не так далеко у входа в метро я наблюдал картину — поднимается молодой человек по ступенькам к метро с девушкой, докуривает сигарету, и бросает ее, а в 10 метрах урна! Я ему говорю: «Молодой человек, Вам не кажется, что Вы неправильно поступаете», — он отвечает: «А мне лень». Понятно, что с такой ситуацией едва ли можно бороться.
Лень, понимаете? Он хочет освободить себя от этой маленькой проблемки, которая сейчас у него в руке в виде выкуренной сигареты.
Здесь не будут работать никакие государственные механизмы, здесь должен произойти определенный сдвиг в сознании человека, он должен перестать относиться к той среде в которой находится, как к отчужденной.
Как профессор Преображенский говорил, разруха начинается не в клозетах, а в головах. Соответственно, с головы и надо менять эту ситуацию, но только, как это сделать.
Почему церковь вдруг в это встраивается? Потому что сегодня церковь является едва ли не самым дееспособным инструментом донесения правильных мыслей до большей части нашего общества. И получается в реальности определенный разрыв, мы вещаем о глубоких правильных духовных вещах, но когда человек приходит к себе домой, он не очень понимает на кончиках пальцев, а где эта духовность.
У святых отцов есть такое выражение, которое мне всегда очень нравилось, порядок — это путеводитель к Богу. Человек, который не в состоянии поддерживать какой-то минимальный упорядоченный строй жизни вокруг себя, не сможет упорядочить свое внутреннее состояние.
Это две взаимодействующих составляющих, когда человек начинает вокруг себя наводить порядок, он внутри себя тоже неизбежно начнет расставлять все по своим местам. С другой стороны, уже назрела критическая масса в среде верующих людей, которые хотят на практике помочь в преодолении отчужденного отношения к природе, нашей среде обитания. На примере нашего прихода я могу засвидетельствовать, что пару лет назад у нас стихийно образовалась коробочка в притворе храма, куда прихожане стали приносить батарейки. Вот откуда это появилось — я не знаю, я давно батарейки не выкидывал, ну как-то рука не поднимается.
Я их складывал в коробочку, и они там больше года лежали. Я никуда не выносил, потому что у меня такой возможности не было. Но я понимал, раз процесс уже начался, значит он обязательно придет к какому-то логическому завершению. В итоге мы установили совершенно бесплатно эко-бокс, который собирает не только батарейки, но и ртутные лампы. Этот бокс регулярно приезжают и опорожняют и собственно говоря — это единственный на сегодняшний день в Сергиевом Посаде эко-бокс находится прямо напротив входа в наш храм. И он оказался настолько востребованным, что нам буквально через пять дней после установки пришлось звонить и просить его освободить, поскольку он был забит до отказа.
В большинстве стран стоят контейнеры для разного рода мусора. Почему у нас это не приживается? Мы что какие-то особенные? У нас мозги не так устроены? Мы не в состоянии понять — сюда бумагу, сюда жесть, сюда пищевые отходы?
Когда человек не доносит до мусорного контейнера мешок со своими отходами, бросает его там, где ему удобно — это и есть классическое состояние греха.
Грех, как непопадание в цель, грех, как выворот моей эгоистичной воли, той задумки, которая существует у Бога. Поэтому церковь здесь и включается, что нарушение правил жизни в нашем большом доме — это грех, это беззаконие. Грех есть беззаконие, поэтому любое выкидывание мусора туда, где он не должен лежать — это грех. Мы сейчас разрабатываем новое руководство для священников по совершению исповеди, в котором, в том числе, будет определенный блок, посвященный вопросам связи нравственной и религиозной ответственности за не экологическое поведение.
То же самое происходит с вопросами природоохранными. И они долгосрочные. У моих детей, не знаю почему, даже мысли нет, открыть окошко в машине и выбросить фантик, то есть для них это не то что дурной тон, это просто вещь недопустимая. Самым главным и самым действенным является личный пример самих родителей, потому что дети копируют определенные поведенческие модели. Ты сам не выбрасываешь, и они не будут выбрасывать.
Для того, чтобы как-то детей приучить к более ответственному отношению к мусору, у меня дома уже несколько лет действует вермифабрика. Технология вермикомпостирование и без всяких финансовых затрат. Мы накопали с детьми червяков у моего знакомого в навозной куче горсть, сделали небольшой ящик пластмассовый. Туда мы сбрасываем те пищевые отходы, которые органические — это жмых от соковыжималки, это весь спитой чай и так далее и там эти червячки прекрасным образом плодятся, размножаются, перерабатывают. Этот контейнер стоит у нас в коридоре. Но удивительно то, что от этого нет запаха никакого абсолютно.
Вы чувствуете, что вы часть этой огромной органической системы, что вас тоже когда-нибудь скушают, только другие червячки. А с этими червячками вы можете круглый год пойти на рыбалку, эти червячки выдают ценнейший гумус — черная земля, жирная...Она прекрасно работает в огороде!
Это не требует абсолютно никаких, ни финансовых, ни временных вложений, просто, когда вы готовите свои очистки, вы их складываете в отдельное ведро — все. Не в то ведро, в которое идет другой мусор.
Мы построили куриный трактор. Это тоже очень интересная вещь — мини-загончик на колесах, где находится порядка шести несушек, один петух, они перерабатывают небольшую площадь, ее перегрызают, клюют, выгрызают все, что там есть — травка и так далее, удобряют. После чего этот трактор перемещается на следующие два квадратных метра, а эта территория потихонечку начинает возобновляться, зарастать и так далее.
Конечно важно и нужно всячески заботиться о том, чтобы наше место временного пребывания здесь было чистым и экологически правильным, но не надо забывать вот о чем. В Священном писании вся земля и все дела на ней будут преданы огню — все это исчезнет. Это с нами в вечность не перейдет, поэтому не надо здесь быть безудержными романтиками и рассчитывать на то, что некогда произойдет сильный сдвиг в человеческом сознании и все станет прекрасно и не будет никаких проблем. Будут, и проблемы будут, и бедствия будут, и экологические катастрофы будут, боюсь что, может быть в гораздо больших масштабах, нежели те, что происходили ранее. Но, если мы посмотрим, ради чего мы заботимся об экологии в нашей стране, в наших городах, то надо главный акцент сделать на изменение самого человека.
Человек с правильным экологическим сознанием — это ведь не только тот, кто не бросает мусор мимо урны, это и тот, кто не засоряет свою речь матерными словами, это тот, кто не засоряет взор всякой похабщиной, всяким непотребством. То есть это все то, что созидает человека, а не разрушает его.
Это экология души. Без экологии души никакой внешней экологии не будет. Вся наша нечистоплотность — это свидетельство внутренней нечистоплотности. Я вспоминаю одну бабульку с которой дружил еще будучи семинаристом, она рядом с Лаврой жила. Она в то время раздельно собирала мусор, при том, что она читать даже не умела. У нее было внутреннее ощущение того, что нельзя в одно ведро складывать пищевые отходы, при том, что у нее не было ни скотины, ни животинки, ничего и складывать. Бумагу она всю сжигала в печке, потому что частный дом. Металлические штучки складывала в уголок у себя во дворе, авось когда-нибудь пригодится для чего-нибудь и так далее. В этом и есть чистота души и какая-то ее адекватность по отношению к тому миру, в котором она находится, вот это ощущение ответственности за все, что тебе попало в руки. Это очень правильное духовное состояние. Если это будет доминантой в нашем человеке, проблем с убеждением в необходимости раздельного сбора мусора, когда такая возможность будет предоставлена — не будет.
Одной из важнейших составляющих экологии духа является принцип технического минимализма. То есть, когда мы не находимся в этом болезненном угаре от влюбленности в современные, новейшие, сверхмодные гаджеты, а используем то, что нам на самом деле необходимо. Если вам нужен смартфон, хорошо, вы его используете. Если вам не нужен смартфон, потому что в нем 98% избыточных функций, и вы берете самый просто мобильный телефон и им пользуетесь — это уже поступок в рамках этого самого технического минимализма.
Сейчас есть очень интересная тенденция развития так называемого сити-фарминга. Что такое сити-фарминг? Это когда во дворе на любом кусочке земли устраивается мини-ферма. По особым хорошо продуманным принципам сосуществования различных культур, когда выстраиваются высокие грядки, которые не требуют наличия плодородной земли вообще... Туда не только гумус от переработки червями кладется, но в том числе и продукты естественного компостирования, потому что поставить компостер во дворе даже многоэтажки не составляет никакой проблемы. От него не будет запаха, если он грамотно сделан. Ставьте этот компостер и у вас будет практически круглогодичный контейнер для сбора пищевых отходов.
Направление сити-фарминга тоже нельзя исключать, потому что это позволяет подойти к решению проблемы экологического отношения к переработке мусора. Если мы можем практически в два раза уменьшить вообще количество мусора за счет того, что все пищевые отходы будут утилизироваться фактически во дворе вашего дома — это же замечательно.
У нас нет какого-то теплого и родственного такого отношения к собственной земле. Мы ее не воспринимаем, как свою. Ее надо полюбить.