Найти тему
Владимир Зима

Предприниматель и сотрудник: вечная война

«Пусть больше платят, тогда будем работать!», «Начальники, не мешайте работать. Без вас лучше!», «Предприниматели – это кровопийцы, которые на честных людях наживаются!» Знакомые фразы? Наверняка. Вы их или сами произносили, или слышали от других. И венчает все знаменитое: «Людей ценить надо!».

И вот что интересно. Есть в них доля правды. Но только доля.

Сотрудники любой организации хотят, чтобы им больше платили. И конечно же, связывают свою лень с тем, что их вознаграждают недостаточно. А еще они смотрят на то, как владелец приезжает на новой машине в день, когда им выдают зарплату, и напрямую связывают эту машину с тем, что им «недодали». Ведь они уверены, что владелец должен был потратить эти деньги именно на них. И если бы он не был таким гадом, то обязательно это бы сделал.

Владельцы же и руководители бизнеса регулярно говорят о том, что сотрудники ленивы. Что они безынициативны. Что не хотят думать. Что не любят качественно работать. И конечно же, когда собственники видят очередные деньги, потерянные из-за того, что сотрудник нахамил заказчику, неправильно оформил документы или произвел брак, то хватаются за голову. И недоумевают начёт того, «как же он мог об этом не подумать». Особенно, когда убытки значительно превышают годовую зарплату сотрудника.

В общем, между предпринимателями и сотрудниками идёт вечная война, в которой ни у одной стороны нет шансов на победу.

Происходит этот разлад по нескольким очень простым причинам. Правда лежат они как в организационной плоскости, так и в человеческой.

Организация

Большинство предпринимателей – это либо отличные продавцы, способные уговорить клиентов и партнеров и заключать хорошие сделки, либо это создатели какого-либо продукта. Второе – реже.

Продавцы сосредоточены на внешних связях. Продуктовики – на качестве своего детища.

Но ни те, ни другие на первых этапах не обращают внимание на то, как устроена их организация. Они нанимают людей тогда, когда объем работы просто невозможно выполнить одному или той дружеской компанией, которая начала бизнес. И надеются, что люди всё, что нужно для выполнения работы, знают и умеют сами.

Бизнес растёт и усложняется. Процессов становится всё больше. И наступает этап, когда бывшие помощники сами становятся руководителями. И набирают себе штат. И конечно же, набирают его по наитию. По тому, как сами видят наилучший способ выполнить всю работу. Как правило, ни вменяемых инструкций, ни квалификационных требований не создаётся. Людям на словах объясняют, чем они должны заниматься и бросают.

Люди, конечно же, не работают в одном месте всю жизнь. Так что, выросшие в таких компаниях руководители получают строчку в резюме с красивым названием и устраиваются еще куда-то. И конечно же, приносят с собой ту же самую культуру работы без инструкций, документов и прочих атрибутов нормальной организации.

И пока рынок растет, а банки без проблем кредитуют, всё хорошо. Предприниматели зачастую даже не задумываются посчитать деньги. И не понимают в чем разница между прибылью, оборотными средствами, и их собственными деньгами. И вполне щедро оплачивают несоразмерно компании раздутое штатное расписание.

А потом случается кризис. Он всегда случается. И оказывается, что у компании нет резервов. Нет ресурсов на то, чтобы прожить какое-то время без потерь. Более того, многие компании к этому моменту оказываются по уши в долгах.

И конечно же, в первую очередь начинают экономить на сотрудниках. Стараются выявить чья работа не представляет ценности, кто бездельничал, кто вредил. Потом добираются до руководителей. Обнаруживается, что половина из них уже выгорела от постоянных стычек с сотрудниками, а вторая даже не пыталась взять своё подразделение под нормальный контроль. А вместо того, чтобы нанимать профессионалов, с которыми нужно грамотно работать, просто раздували штат, надеясь взять не качеством, а количеством.

В общем, в кризисные времена делают то, чего не пришлось бы делать, если бы еще до найма первого сотрудника появилось бы короткое и четкое описание его обязанностей. Если бы функции, выполняемые самим предпринимателем, были структурированы, а не болтались в его голове в виде хаотичных мыслей. Если бы чётко были определены коридоры принятия решений. Проще говоря, если бы организация строилась последовательно и поэтапно.

Человеческий фактор

Конечно же, крайние меры вызывают негодование у сотрудников. И у руководителей. Начинаются обиды, жалобы и все прочие проявления человеческой натуры.

И крайне мало таких людей, которые походят к своим руководителям или к предпринимателю и говорят: «Давай придумаем как нам ужаться и вместе пережить кризис». Отнюдь. Все требуют, чтобы о них позаботились.

А самое интересное, что ведь и предприниматели тоже люди. И тоже испытывают сильное разочарование. Они искренне считали, что достаточно заботились о своих людях. И что те должны быть благодарны и преданы. И в тяжелые времена сплотиться и работать лучше. И считают, что руководители, которых они вырастили, никогда не подведут.

Так возникает взаимное разочарование, переходящее в злость и цинизм. И на следующем этапе предприниматель, если его компания выжила, уже понимает, что никакими пряниками он не сделает людей более работоспособными. И ставит минимально возможные зарплаты. А требовать начинает хоть и неграмотно, но много.

Сотрудники же, обжегшись на циничных и озлобленных предпринимателях, начинают относиться негативно вообще к любым.

И так рождается взаимная нелюбовь.

Но только ведь не могут одни без других. Предприниматели не могут без руководителей и исполнителей. Работники не могут без работодателей. Руководители не могут ни без тех, ни без других.

Так что, живут вместе. Как большая несчастная семья, в которой все друг друга или недолюбливают или ненавидят, но терпят.

Что делать

Изменить такую ситуацию в масштабах общества, конечно же, невозможно. Так было и так будет. Именно потому, что мы люди.

Но вот в компании, если ею заняться, изменить ситуацию вполне можно. И некоторые меняют. Сотрудникам устанавливаются не только четкие обязанности и планы, но и правильная система оплаты. Руководителям тоже. Кроме того, руководители перестают быть носителями власти, а становятся исполнителями руководящих функций. А предприниматель, построив систему, занимается именно бизнесом. Тем, что ему нравится.

Но это огромный труд. И именно из-за нашей человеческой природы, большинство ленится им заниматься. Так что, таких компаний единицы. А взаимно недовольных предпринимателей и работников многие тысячи.